«Просто есть деньги»: чем займется в туризме структура Игоря Ротенберга

После того как TourDom.ru опубликовал статью о появлении новой компании «Турмашина», владельцем которой стал партнер Игоря Ротенберга Дмитрий Афанасенко, эксперты сообщества с интересом обсуждают ее перспективы. На сайте проекта обозначен чрезвычайно широкий круг задач, значительная часть из них связана с цифровизацией туротрасли и процессов оказания туруслуг, что в итоге способно полностью изменить отрасль. Однако, как это обычно бывает, остается вопрос, насколько реалистичны планы? И не выйдет ли так, как случилось с электронной путевкой, в которую инвестировал другой олигарх – Чемезов, но быстрого результата не получилось. И связанная с этим еще интрига: как на одном поле цифровизации туризма уживутся два олигарха?

«Просто есть деньги»: чем займется в туризме структура Игоря Ротенберга
© TourDom

НТТ ждет своего часа 

Начнем с простого. Информированный источник сообщил TourDom.ru, что конфликта интересов Ротенберг – Чемезов не будет. Дело в том, что сфера ответственности НТТ уже четко очерчена постановлением правительства от 26 июля 2019 года. Компания назначена оператором единой информационной системы электронных путевок. В марте она провела презентацию для туроператоров и турагентств в своем офисе на Дмитровском шоссе, сертифицированном по самым строгим стандартам безопасности хранения данных. И сейчас ждет только окончательного утверждения ЭП в статусе обязательной, а также решения вопроса о создании под своим крылом отраслевого гарантийного фонда. Он может заменить терпящую крах систему страхования ответственности туроператоров.

Связи Афанасенко

«Турмашине» еще только предстоит доказать свою состоятельность в туризме. Посмотрим, какими компетенциями обладают структуры Афанасенко в других сферах. По данным tadviser.ru, Афанасенко владеет еще рядом компаний, в том числе перешедшей к нему от Игоря Ротенберга ООО «Глобальные системы автоматизации» («Глосав»). Это крупнейший разработчик информационно-навигационных систем, чья чистая прибыль, даже в сложном 2020 году, выросла на 24% и составила 460 млн руб.

При этом прослеживается и связь с туризмом. «Глосав» активно сотрудничает с РЖД (в 2015 году СМИ приписывали Ротенбергам участие в назначении нового руководителя. – Ред.). А у РЖД, в свою очередь, есть тревел-проекты. Через «Федеральную пассажирскую компанию» и ООО «Тревел Тур» РЖД владеет долей в туроператоре «РЖД Тур». Кроме того, с 2016 года развивает проект «Инновационная мобильность». Это IT-платформа, сумевшая в 2020 году продать 13,5 млн электронных билетов на все виды транспорта, включая авиационный.

Конкурент Booking.com?

Таким образом, интересы бенефициаров «Турмашины» лежат на стыке транспорта, информационных технологий и туризма. Остается неясным, какую нишу она займет, зачем понадобилось создавать новую компанию с таким названием и выдавать ей заем на 335 млн руб.?

«Они пока сами не понимают. Просто есть деньги», – прокомментировал один из наблюдателей. Проект «Турмашина» он охарактеризовал как «обычный онлайн-ресурс с набором разных сервисов, в основном чужих».

Другой эксперт считает, что цель более глобальна. «У них есть амбиции на создание мультимодального бланка билета и собственной системы взаиморасчетов на транспорте. Концепция национальной системы бронирования, разработка глобальных маркетплейсов – вот что у них в голове».

Как минимум один новый туристический маркетплейс в России действительно планируется. 27 июля «Коммерсантъ» сообщил о планах Ростуризма к 2024 году запустить в эксплуатацию «аналог Booking.com» – национальный сервис бронирования туристических услуг. Его уже включили в перечень мероприятий первого этапа стратегии развития туризма до 2035 года. Интересно, что у нас в стране уже существует «Национальная система бронирования», которую ранее создал Ростех после решения о переводе на территорию России серверов, используемых российскими авиакомпаниями для обслуживания внутренних перевозок. Однако источники Интерфакса утверждали, что Ростех не имеет отношения к упомянутому в стратегии сервису – там речь шла о бронировании отелей.

Так что не исключено, что «Турмашина» появилась как раз с прицелом на этот проект и некая состязательность между Ростехом и структурами Игоря Ротенберга на пути цифровизации туризма все же присутствует.

Третий источник, с которым консультировался TourDom.ru, предлагает дождаться публичной презентации «Турмашины»: «Там работает большая команда программистов. Вопрос в том, что за задачи им поставлены, какая выявлена потребность потребителя».

По его мнению, перспективы в туризме имеют единый глобальный метаагрегатор и поисковик, куда на принципах единого формата обмена данными и единой площадки для потребителей могли бы выкладывать предложения и отельеры, и перевозчики, и туроператоры. Однако в условиях высокой конкуренции на рынке интернет-решений как для организованного туризма, так и для самостоятельного будущее новых проектов под вопросом: «Это должно быть что-то особенное, иначе потребитель в их экосистему не пойдет».