Борьба с пиратами: как отстоять авторские права в Telegram

Лидер по скачиванию среди мессенджеров, Telegram уже давно вышел за рамки межличностных и групповых чатов. Каналы позволяют пользователям бесплатно читать книги, изучать СМИ, смотреть прямые трансляции и кинопремьеры. С увеличением аудитории и улучшением функционала все больше стало появляться нелицензионного контента, с огромным объемом которого администрация мессенджера справиться вручную не может. Сама доступность пиратского контента не производилась Telegram намерено, она возникла в результате высокой технологичности, простоты и свободолюбивости приложения. Однако это не может снимать с него ответственность.

Борьба с пиратами: как отстоять авторские права в Telegram
© Слово и Дело

Блокада длилась с 16 апреля 2018 до 18 июня 2020

Так можно обозначить период блокировки мессенджера Роскомнадзором. Он закончился небывалым приростом аудитории Telegram и снятием требований по ограничению доступа. Тогда РКН удалось заблокировать более 900 тысяч IP-адресов, играя в «кошки-мышки» с неуязвимым детищем Дурова, нарушив тем самым работу сторонних сервисов — игр, банков, онлайн-магазинов — которые задействовали платформы Amazon и Google.

Справедливо отметить, что с момента окончания блокировки и началась история продуктивных отношений мессенджера с Роскомнадзором. И причин появления такого сотрудничества несколько. 

Самая главная заключается в изменении политики конфиденциальности Telegram. Согласно добавленному пункту 8.3, при получении постановления суда мессенджер имеет право раскрыть IP-адрес и номер человека, подозревающегося в терроризме. Это, конечно, не полное соблюдение «пакета Яровой», но именно просьба РКН расшифровать сообщения обвиняемых в теракте 2017 года в Санкт-Петербурге стала в свое время краеугольным камнем в хронике исков в отношении Telegram.

Еще одним поводом мог стать провал Дурова с блокчейн-платформой и криптовалютой Gram, запуск которых не состоялся из-за вердикта Комиссии по ценным бумагам США, который, по сути, предрек невозможность использования платформы TON по всему миру. Недовольный американской демократией Дуров, вероятно, отвечал актуальным настроениям российских чиновников.

Последнее – сотрудничество с Telegram крайне выгодно правительству: есть возможность коммуницировать как с гражданами, так и межведомственно посредством надежного и «практически» отечественного» приложения. Даже в период блокировочных лет пресс-службы ведомств и различных компаний не прекращали включать общественно-политические Telegram-каналы в официальные мониторинги СМИ.

Одним словом, взаимополезное сотрудничество цензурирующего органа и неподцензурного мессенджера осознается обоими как бы на интуитивном уровне, и действительно имеет свои результаты, например, слаженное противодействие терроризму и экстремизму. Только нарушения в сфере авторского права пока урегулировать не особо удается и это связано далеко не с несовершенствами закона, вопреки распространенному мнению.

Бот или канал нарушает мои авторские права. Что мне делать?

Часто задаваемый вопрос руководству Telegram, ответ на который лежит на поверхности: владельцу авторского права необходимо подать свою жалобу по этому адресу dmca@telegram.org. Но не факт, что ваше письмо найдет отклик. Во многом это связано с нехваткой времени и административных средств в условиях ежеминутно плодящихся каналов. Еще одним затрудняющим фактором является правовая безграмотность или пассивность владельцев авторского права, поскольку жалоба может быть рассмотрена только при наличии документа, юридически подтверждающего факт нарушения прав, считает IT-юрист Анна Рязанова.

Некоторые каналы действительно удается блокировать, но это имеет временный эффект, либо администраторы реактивно перебрасывают свои силы на новенькую группу. Примером может служить недавняя жалоба телеканала «Матч ТВ» на Telegram-канал, который осуществлял несанкционированные ретрансляции спортивных событий. Его действительно заблокировали (только на iOS устройствах), но подписчики тут же перекочевали в новый, озаглавленный названием одного из самых титулованных футбольных клубов Испании.

Вопрос операционной системы важен: в случае, когда Telegram не реагирует на обращения правообладателей, они жалуются владельцам магазинов приложений — Apple и Google, который владеет операционной системой Android. Однако мессенджер реагирует на претензии от AppStore охотнее, поскольку магазин может очень быстро удалить приложение по требованию правообладателей.

«Насколько я знаю, пиратский контент блокируется и на Android. Например, Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ), которая представляет интересы издателей сообщала, что им удалось добиться блокировки 69 каналов-нарушителей в Android-версии приложения. При этом соглашусь, что позиция Apple в сфере защиты авторских прав более жесткая. В том же примере с АЗАПИ, посредством обращений в Apple удалось заблокировать каналов в пять раз больше — 346 каналов в iOS-версии. Думаю, что эти результаты зависят от внутренней политики магазинов приложений. Google выдвигает Telegram требование о блокировке определенной копии пиратского контента, в отношении которой подана жалоба, а не заставляет заблокировать целый канал. Помимо этого, Google запрашивает дополнительные документы у правообладателей и, соответственно, продолжительней рассматривает обращения», — объяснила редакции IT-юрист Анна Рязанова.

Возможно, более активное участие Google в очищении Telegram от контрафакта может привести к снижению нарушения авторского права. Однако оценить страх разработчиков Telegram перед угрозой удаления приложения из магазинов представляется сложным: пользователи «яблока» всегда могут завести учетную запись в другой стране, а те, кто использует конкурирующую ОС, имеют возможность прибегнуть к файлами для загрузки мессенджера.

Акт правового саботажа

Три недели назад крупнейшие российские книгоиздатели АСТ и «Эксмо» подали в Мосгорсуд иск к кроссплатформенному мессенджеру Telegram из-за пиратских копий книг «11/22/63» Стивена Кинга, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и некоторых других. Суд удовлетворил требование, обязав Роскомнадзор заблокировать контрафактный контент. Вероятно, как и всегда, Telegram удалит пиратские публикации и некоторые каналы, но изначально на жалобу издательств администрация мессенджера не обратила никакого внимания.

Ассоциация по защите авторских прав в Интернете подсчитала убыток книгоиздателей за прошлый год из-за проблем в реализации авторского права в Telegram: он составил примерно 55 млрд. рублей. Недовольная АЗАПИ решила заняться сбором других аналогичных исков, суммирование которых позволит направить требование в суд о вечной блокировке мессенджера. Хотя во многих информационных СМИ цель готовящегося иска звучит иначе – группа владельцев авторского права хочет принудить Telegram внедрить систему цифровых отпечатков.

Подобная была введена в 2016 году в работу соцсети «ВКонтакте»: эта технология не препятствует загрузке книг, но при наличии жалобы от правообладателя, запрещает ее скачивать.

«На мой взгляд, издатели выбрали верную тактику противодействия. Нелегального контента в Telegram очень много. Жаль, что Telegram не хочет самостоятельно заняться этим вопросом и издателям приходится идти на крайние меры. Авторские права охраняются во всем мире. Многие IT-компании внедряют механизмы отслеживания и удаления нелегального контента со своего сервиса (например, Немезида в ВК)», — поделилась своим мнением IT-юрист Анна Стратулат.

Критическая масса исков, необходимых АЗАПИ, уже начала расти – на сайте Мосгорсуда можно найти одно удовлетворенное судом дело гражданки Даниловой Д. И., которая ходатайствовала против Telegram Messenger Network по статье 26 ГПК РФ «О защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, в сети «Интернет».

До сегодняшнего дня администрация Телеграмма никак не реагировала на просьбу ввести систему фингерпринт для защиты авторского права. Вероятно, это расходится с политикой конфиденциальности мессенджера так, как некоторые считают сбор цифровых отпечатков одним из агрессивных видов онлайн-отслеживания. Что касается повторной блокировки — это мы уже проходили.

Перемещение в правовом поле – Telegram как СМИ

Не так давно глава СПЧ Валерий Фадеев высказал мысль о том, что процесс приравнивания Телеграм-каналов к СМИ неизбежен. Только с помощью таких законодательных реформ можно привлекать авторов мессенджера к ответственности: за клевету, за ложную информацию, за нарушение авторского права. Это утверждение созвучно утвержденной «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», одним из пунктов которой является усовершенствование механизма законодательного регулирования СМИ и источников информации, которые по ряду признаков могут быть отнесены к СМИ. Как можно обязать зачастую анонимных авторов регистрировать себя в качестве СМИ непонятно. Самым очевидным критерием может служить только количество подписчиков. Однако тенденция к ожурналистыванию telegram-каналов есть: аудитория многих из них в разы превышает читателей региональных СМИ.

Год назад Невский районный суд признал Telegram-канал «Занавеска ЗакСа» средством массовой информации, из-за чего цитирующее его ложные сведения реальное СМИ было освобождено от ответственности. Хотя традиционно за недостоверную информацию взятую из источника, у которого нет главного редактора, наказывают как раз цитирующее СМИ.

Из-за действительно большого воздействующего потенциала грань между соцсетями, мессенджерами и средствами массовой информации уже давно стерлась. Поэтому в скором времени обоснованно можно ожидать расширение Закона «О СМИ», в которое относительно недавно вошли уточнения про сетевые медиа, кажущиеся с высоты 2021 года устаревшими источниками информации.

Хорошее расположение

«Тот факт, что компания не зарегистрирована в России, усложняет возможность правового давления на компанию даже в случае вынесения решения в пользу издательства», — продолжила Анна Стратулат.

Компания Telegram Messenger LLP была создана зарегистрированными на Британских Виргинских островах Telegram Messenger Inc. и Dogged Labs Ltd., а также Telegraph Inc., зарегистрированной в Белизе. Что касается офисов, из публично объявленных значатся штабы в Дубае, Лондоне и Сингапуре. Однако существуют предположения, что часть разработчиков мессенджера располагаются в Доме Зингера, Санкт-Петербург.

В любом случае, иностранный капитал и регистрация позволяют Telegram быть неуязвимым для разных мер понуждения. Хотя, мы думаем, что это временно.

С 1 января 2022 года начнет действовать закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации». В соответствии с ним все иностранные мессенджеры должны будут открыть свои представительства в России, которые будут обеспечивать прием обращений граждан, исполнение решения судов, ограничение информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ.

«Сделано это как раз для того, чтобы можно было привлекать иностранные компании к ответственности на территории РФ. Более того, это нормальная международная практика иметь представительство в той стране, персональные данные чьих граждан ты обрабатываешь. Тот же GDPR имеет ряд положений на этот счет. В случае если ТГ не выполнит требование закона к 1.1.22, последует ряд мер, которые усложнят его деятельность: банкам запретят принимать платежи от граждан и компаний из РФ, запретят собирать персональные данные (плюс, за нарушение правил хранения персданных граждан РФ на серверах за пределами РФ, штрафы достигают 18 млн рублей), ограничат скорость передачи данных и т.п. Если все это будет мешать деятельности ТГ в России, то, думаю, их представительство появится», — прокомментировала Анна Стратулат.

Искоренить нарушения авторских прав не получится. А с ростом технологичности приложения правовое состояние дел будет только ухудшаться. Среди возможных вариантов регуляции пиратского контента в Telegram мы выделили: основание российского представительства, внедрение системы цифровых отпечатков, присвоение Telegram-каналам статуса СМИ, ужесточение требований к разработчикам со стороны магазина приложений, повторная блокировка. Все они так или иначе противоречат политике мессенджера или усложняют процесс работы. Достижение компромисса обязательно, или же Telegram должен сам разработать собственные меры и инструменты по борьбе с контрафактным контентом.

Важно помнить, что защита авторского права – это не блокировка каналов, а защита автора!

Это интересно: Дети. Еще одна причина полюбить iPhone: нужно ли опасаться введеного сканирования фото