Почему нам нужно перестать думать о Карибах как о туристическом «рае»?

Описание Карибского моря уже давно превратило этот регион в заманчивую троицу солнца, моря и песка, чтобы представить его как идеальное место для отдыха. Великолепие тропических лесов и водные оттенки коралловых рифов бесспорно красивы. Но Карибские острова также являются домом для людей, животных и других видов, чья сложная история сформировалась в результате эксплуататорского туризма. На Западе идея «потерянного рая», популяризированная знаменитым эпическим стихотворением Милтона, рассказывающим историю Адама и Евы, породила охоту за «неоткрытым» Эдемом, все еще существующим на Земле.

Когда Христофор Колумб прибыл в Новый Свет, привлекательность земного рая в Европе достигла своего апогея. Отправляясь с намерением достичь Восточной Азии, чтобы установить более эффективные межконтинентальные торговые пути, а также распространить католицизм, Колумб, похоже, руководствовался Библией, чья Книга Бытия описывает Райский сад как посаженный «к востоку от Земли Эдем». Но когда Колумб впервые ступил на то, что на самом деле было Карибским пляжем, природный ландшафт подарил еще один светский приз: обещание бесконечных богатств мира природы. Разумеется, на Западе вся шумиха вокруг поисков рая говорила не столько об угождении Богу, сколько о жадности к путешественникам вроде Колумба, о чем свидетельствует эксплуатация колонизаторами коренных народов и извлечение богатства из природных и биологических ресурсов.

Фото: https://kaprizulka.mediasole.ru/

Неоколониальный рай

Соблазнительный современный образ рая с его золотыми песками и кристально чистой водой возник как часть неоколониального туристического проекта, поскольку поток иностранной власти переосмысливался после краха европейских империй. От туристических брошюр до телевизионной рекламы – индустрия туризма представляет неэтичную идею о том, что рай можно купить так же, как и любой другой товар. Миф о рае превратил Карибский регион в пространство, открытое для вторжений со стороны того, кто больше заплатит. Жителей Запада поощряют уйти от монотонности повседневной жизни, чтобы их обслуживали руки рабочих – опасный отголосок жизни на плантации для порабощенных африканцев.

Многие современные карибские писатели обсуждают некоторые из наиболее насущных экологических и социальных проблем Карибского бассейна, в том числе эксплуататорский туризм, ограничение местных прав на землю и низкооплачиваемый гражданский труд. Ямайка Кинкейд, Мишель Клифф и другие сравнили туризм с обновленной версией колониализма. Но наиболее поразительное произведение об окружающей среде Карибского моря принадлежит поэту Сент-Люсии Дереку Уолкотту. В своем стихотворении «Лето XXVII» он описывает, как природа Тринидада была «заменена или изменена» «серым металлическим светом» технологий. Под совместным влиянием колониализма и добывающего капитализма острова Карибского моря начинают казаться «листами цинка», а солнце – «устойчивым ацетиленом».

О доминировании ориентированных на туристов, а не на местные предприятия, также свидетельствует стихотворение Уолкотта «Звездное яблочное королевство», в котором описываются «язвы» «отелей», «казино», «публичных домов» и «империй», табака, сахара и бананов». В своей лекции о присуждении Нобелевской премии Уолкотт осуждает туристические брошюры за сокращение огромного разнообразия Карибской окружающей среды до мягких привлекательных пляжных пейзажей из «стыда необходимости», оплакивая «будущее загрязненных» островов.

Недавнее исследование экологического расизма и разрушительного мифа о Карибском рае также было вдохновлено работами поэтессы Багамских островов Марион Бетел. Она пишет о том, как колониальное насилие привело к жестокому уничтожению окружающей среды Карибского бассейна из-за вырубки лесов, эрозии почвы и разрушения рифов. В своем стихотворении «На коралловом рифе» поэтесса протестует против того, что на Багамах «кит умер… мы больше не киты и не крушение». Она также рассматривает, как последствия колониального прошлого стали катализаторами новых форм деградации окружающей среды в наши дни. «Туризм», – пишет она, – «король / божество и банкир, серебряный принц», и эта «туристическая плантация» и «банковское поместье» сделали местных жителей «официантами», «обслуживающими мир».

Фото: immigrantinvest.com

Будьте этичным туристом

Когда мы прислушиваемся к голосам Карибов, это должно побудить нас практиковать более этичное путешествие в качестве туристов. Посещение Карибского моря в отпуске само по себе не аморально, но Вефиль, Уолкотт и другие карибские писатели осуждают неэтичные туристические практики. Несмотря на экономическое значение туризма в Карибском бассейне, местная окружающая среда и особенно морская жизнь продолжают страдать из-за неустойчивой деятельности, обслуживающей требовательных туристов.

Доходы от туристов редко распределяются равномерно: поэтому поддерживайте отечественный бизнес, делая покупки на местном уровне, а не в популярных, часто принадлежащих иностранцам торговых сетях. С уважением относитесь к местным обычаям и традициям. Не ограничивайтесь роскошью своего отеля или пляжа: погрузитесь в карибскую культуру, посетив музеи и исторические места. Выбирайте экологически чистый транспорт. Не сорите. С осторожностью и уважением фотографируйте землю и животных, и убедитесь, что местные жители дали свое разрешение, прежде чем они попадут в вашу ленту Instagram.