Что связывает обанкротившуюся «ВИМ-Авиа» и нового туроператора «Жиатур»?

На авиакосмическом салоне «МАКС-2001», созданном в марте этого года, туроператор «Жиатур» анонсировал чартеры на Мальдивы. Заявлены и вылеты на других международных направлениях. Редакция TourDom.ru выяснила, какие цели преследуют владельцы компании, выходя на рынок выездного туризма в кризисное для него время, и что думают эксперты о перспективах предложенного проекта.

Что связывает обанкротившуюся «ВИМ-Авиа» и нового туроператора «Жиатур»?
© TourDom

Под крышей Ростеха

Соглашение с Минтуризма Республики Мальдивы было подписано 21 июля на авиасалоне “МАКС-2021”. Рейсы будут выполняться на авиакомпании Red Wings. «Через несколько недель добавляем Ларнаку, добавляем другие направления Кипра. Мы через месяц-полтора добавим Дубай», – цитирует телеканал ОТР генерального директора компании, Томаса Вайшвила.

Активность нового туроператора вызвала удивление на туристическом рынке. Он зарегистрирован только 16 марта и до последнего момента никак себя не проявлял. Откуда такие амбиции?

Ответ следует искать в родословной компании. 100%-ный учредитель «Жиатур» – это АО «Рампорт Аэро», управляющая аэропортом Жуковский. А она, в свою очередь, на 25% принадлежит «ТВК Россия» – одной из «дочек» госкорпорации «Ростех». Аффилирована с ней и авиакомпания Red Wings.

Пазл, казалось бы, складывается: крупная холдинговая структура хочет использовать кризис на рынке выездного туризма, чтобы отвоевать свою долю у его традиционных участников. А солидные учредители – лучший гарант надежности для туристов, что немаловажно. «Этот туроператор точно взлетит», – отдают должное некоторые участники обсуждения в профессиональном сообществе Фейсбука «Трэвел Президиум». Однако ряд экспертов за амбициями нового туроператора не усматривает рабочего ресурса и обращает внимание: то, как компания выходит на рынок, не имея сети дистрибьюции, полноценного контрактинга, не представив команду специалистов, выглядит амбициозно, но неубедительно с точки зрения реализации анонсированных планов.

Туроператор или авиаброкер?

Судя по заявлениям руководства «Жиатур», структура не ограничится продажами собственных туров, а будет оказывать услуги другим туроператорам. Как сообщали СМИ, у нее есть намерение подписать соглашения с крупными игроками рынка ANEX Tour, Coral Travel, TUI Россия. Подробности пока неизвестны, но исходя из этой информации, речь идет в большей степени об авиаброкерской деятельности, когда компания становится посредником между туроператором и перевозчиком, распределяя блоки или рейсы под заказ и получая за это свою комиссию. По данным источника TourDom.ru, основа для партнерства пока такая: в этом году в распоряжение Red Wings поступили два подержанных дальнемагистральных Boeing 777-200, которые после краха «ВИМ-Авиа» оказались на балансе одного из региональных банков, близких к Ростеху. Три года назад эту технику пробовали пристроить в авиакомпанию «ИрАэро». Она выполняла рейсы на Хайнань в интересах туроператора «Жемчужная река», но не слишком успешно – тот в итоге разорился. Сейчас этими самолетами управляет Red Wings, но не несет финансовых рисков, поэтому не сильно заинтересован в загрузке. А аэропорту нужны показатели, пассажиропоток.

Туры из Жуковского: будет спрос или нет?

Собеседник редакции полагает: главная цель создания туроператора – это привлечение пассажиров в Жуковский. Международный терминал работает уже более 3 лет и пока не может похвастать большим трафиком. В допандемийный 2019 год через него прошло 1,32 млн пассажиров. В 2020 году трафик упал до 475 тыс. При этом согласно первоначальным планам развития комплекса к 2025 году должно быть уже 12 млн.

Наблюдатели затрудняются сказать, насколько создание своего туроператора будет способствовать увеличению трафика. Жуковский находится сравнительно далеко от Москвы, не связан со столицей рейсами «Аэроэкспресса». Чтобы обратить внимание туристов на туры с вылетами именно из Жуковского, нужны веские аргументы, например очень низкая цена. Однако эксперты не считают тарифы аэропорта выигрышными по стоимости в сравнении с конкурентами. Да и руководство Жуковского в своей презентации на авиасалоне «МАКС-2021» отмечало, что делает упор на качество и клиентский сервис (фаст-трек, бизнес-залы и т. п.), что не может стоить дешево.

Турагенты в минусе

Если цены не козырь для Жуковского, то ему надо иметь множество союзников, которые приведут в аэропорт пассажиропоток. Однако и здесь все непросто. На сайте «Жиатур» написано, что компания делает уникальный продукт, «не прибегает к услугам агентских компаний», а «отсутствие посредников и обеспечение перелета в рамках работы единого холдинга» позволяют гарантировать качество и обеспечить максимальную ценовую доступность.

Для специалистов очевидно, что такой подход, исключающий розницу из каналов дистрибьюции, серьезно ограничит охват рынка новым туроператором, а значит, снизит шансы выполнить поставленную цель по активизации жизни аэропорта. К слову, это заявление можно рассматривать как подтверждение низкой осведомленности представителей компании о законах турбизнеса.

На Мальдивы из Подмосковья

Еще один прокол, который отметили старожилы рынка, – специфика продукта, выставленного на витрину туроператора. Мальдивы и ОАЭ – направления, которые выбирают туристы с определенным уровнем дохода и высокими требованиями к качеству. Это касается и отелей, и перевозки. Клиенты привыкли к большим аэропортам, к сервису и новым самолетам Emirates или «Аэрофлота». Жуковский, с учетом его местоположения, интересен жителям восточной части Москвы и ее пригородов. А два Boeing-777 Red Wings подходят скорее для работы на бюджетных направлениях, чем на Мальдивах.

Впрочем, по словам одного из экспертов, выбранный для старта ассортимент в теории может себя оправдать: «Все частоты на Дубай и Мальдивы из Москвы заняты, поэтому нельзя исключать, что кто-то попробует полетать из Московской области». Наш собеседник также считает, что решение о перевозке туристов в Дубай принято в расчете на работу с корпоративными группами из России, которые отправятся туда на всемирную выставку Expo (откроется 1 октября и продлится до 31 марта. – Ред.).

А как же Камчатка?

И все же большинство экспертов, к которым обратилась редакция TourDom.ru, скептически смотрят на бизнес-модель нового туроператора. Среди прочего он не учел – внимание государства сосредоточено на поддержке внутренних направлений. Причем это касается не только туризма, но и пассажирских перевозок в целом и авиапромышленности. Red Wings уже эксплуатирует «Сухой Суперджет» и ожидает поступления новых МС-21, в производстве которых задействован все тот же Ростех. Правительство выпусило постановление, увязывающее субсидии авиакомпаниям с наличием в их парке самолетов отечественного производства. Нельзя исключать сценария, при котором владельцы всей структуры поменяют приоритеты для туроператора и вместо Мальдив туристам из Жуковского предложат лететь, к примеру, на Камчатку.