Полёт на миллион. Как судятся российские авиакомпании и пассажиры
В начале июля пассажир рейса Москва — Анталья открыл аварийную дверь стоящего самолёта, и из-за этого сработал надувной трап. Авиакомпания «Россия», которая отвечала за рейс, заявила, что намерена судиться с «дебоширом». «Секрет Фирмы» вспомнил о других судебных делах между пассажирами и авиакомпаниями и вместе с юристами разобрался, кто чаще выигрывает в подобных тяжбах. Как наказывают за курение на борту В 2018 году авиакомпания «Победа» взыскала 700 000 рублей штрафа с пассажиров, куривших в салоне. Компания победила сразу в трех судебных делах. Согласно правилам полётов, если сработали пожарные датчики, экипаж вынужден совершить аварийную посадку. Так как приборы срабатывают из-за курения, то вина ложится на пассажира. Однако в том же 2018 году, спустя несколько месяцев, компания проиграла другое подобное дело и не смогла взыскать деньги с пассажира за курение. У «Победы» не было документов на датчики, поэтому компания не смогла доказать, что прибор сработал по вине пассажира. После этой истории компания не проиграла ни одного дела против курильщиков. Подобные дела выигрывают и другие авиакомпании — «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии». Обычно ответчики заявляют , что необходимости в вынужденной посадке не было, но суд всё равно взыскивает указанную в иске сумму. Подобные дела показывают, что при наличии прямых доказательств курения на борту самолёта пассажиру неминуемо придётся заплатить крупную сумму. Что ждёт авиадебоширов 4 февраля 2020 года самолёт рейса Москва — Пхукет вынужденно приземлился в столице вскоре после вылета. Один из пассажиров находился в состоянии алкогольного опьянения, много матерился и нарушал общественный порядок, а также не реагировал на замечания членов экипажа. Авиакомпания «Аэрофлот» подала иск к авиадебоширу. Суд встал на сторону перевозчика и взыскал с мужчины 97 000 рублей. Подобный случай произошёл в 2016 году на рейсе Новосибирск — Владивосток. Пьяный гражданин пытался ударить проводника, который не дал пассажиру открыть аварийный выход. Мужчину арестовали на двое суток, и обязали его выплатить 150 000 рублей, чтобы возместить убытки авиакомпании «Аврора». За дебош на борту россияне не только отделывались штрафами, но и получали реальные сроки. Самый резонансный случай произошёл в 2013 году. Российский бизнесмен Сергей Кабалов во время полёта в Египет избил бортпроводника и пытался угнать самолёт. Во время вынужденной посадки Кабалова скрутили и доставили в изолятор, где он провёл год в ожидании приговора суда. Судья расценил действия мужчины как попытку захватить воздушное средство. В итоге нарушителя отправили в колонию строго режима на 3,5 года. В 2019 году произошёл ещё один резонансный случай. Пассажир самолёта, летевшего в Турцию, избил стюардессу. За это его поместили под стражу на 2 месяца. Эти и другие случаи показывают, что при рассмотрении исков от авиакомпаний к дебоширам суд встаёт на сторону истца. По словам партнёра «Прецедент консалтинг» Евгении Завадской, иски авиакомпаний к пассажирам встречаются редко, но суммы исчисляются миллионами. Какие иски предъявляют авиакомпаниям Судятся не только авиакомпании, но и пассажиры. Чаще всего — из-за проблем с багажом и задержек рейсов. «Много споров о взыскании с авиаперевозчиков связаны с нарушением прав пассажиров как потребителей. Пассажиры взыскивают компенсацию за утраченный багаж, убытки, связанные с приобретением новых авиабилетов (если рейс отменили или задержали, и пассажир не успел на следующий рейс), штрафы за задержку рейса и т.д. Суммы заявленных требований по таким спорам составляют от 3000 до 200 000», — рассказывает Евгения Завадская. В 2017 году авиакомпания «Победа»заставила пассажира Ивана Степанченко заплатить 1500 рублей за пакет, который был больше максимальной нормы ручной клади. Однако он решил пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство установило, что авиакомпания не вправе поступать так в данной ситуации, и выписало штраф 20 000 рублей. «Победа» попыталась оспорить дело, но суд лишь подтвердил правоту Роспотребнадзора. В мае 2019 года пассажирка «Уральских Авиалиний» взыскала 80 000 рублей за утерянный багаж. Авиакомпания пыталась обжаловать решение, но суд оставил его без изменений. В 2020 году пассажирка рейса Калининград — Москва смогла взыскать с авиакомпании «Уральские авиалинии» 5280 рублей за задержку, из-за которой она опоздала на стыковочный рейс Москва — Афины. В 2017 году пассажирка взыскала с авиакомпании «Сибирь» 87 868 рублей за задержку, в результате которой она опоздала на стыковочный рейс. В 2021 году двум семьям удалось взыскать с авиакомпании 170 000 рублей за 18-часовую задержку. Помимо исков по типичным случаям иногда судам приходится разбирать уникальные ситуации. В 2019 году пассажир авиакомпании «Ангара» отсудил компенсацию за начавшиеся после неудачной посадки кошмары. Из-за отказавшего двигателя самолёт Ан-24 жестко приземлился в аэропорту Нижневартовска. Пассажир разбил лицо, потерял зубы и травмировал ногу. Он подал к компании иск в размере 1 млн рублей. Суд удовлетворил иск, но частично — итоговая компенсация составила 300 000 рублей. В том же 2019 году другой пассажир смог отсудить у авиакомпании UTair более 600 000 рублей, так как самолёт, на борту которого он находился, скатился в реку. В результате инцидента мужчина больше года провёл в инвалидной коляске, надеясь на выздоровление, но так и не смог встать с неё. Авиакомпания настаивала на том, что иск надо отклонить, так как пассажир остался жив и ничего страшного не произошло, но суд не рассмотрел апелляцию и взыскал 634 000 рублей в пользу истца. Адвокат Тимур Матвеев советует пассажирам не создавать проблем в полёте авиакомпании, так как ответственность за такие поступки значительная. Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com