Туроператоры сообщили о низких продажах по четвертому кешбэку

Четвертый этап туристического кешбэка стартовал 16 июня, закончится 31 июля и пока что демонстрирует низкую эффективность, сообщают туроператоры. У кого-то это единичные продажи, у кого-то до 15%, но все опрошенные "Газетой.Ru" компании сходятся на том, что у этой "волны" программы крайне неудачные даты начала - разгар лета, а требуемая глубина продаж - несколько месяцев вперед. "Фактически им никто не пользуется, потому что представить себе человека, который в июле заказывает путешествие в нашем нестабильном мире на октябрь, ноябрь и декабрь, очень сложно. И этот кешбэк фактически завис. За месяц было буквально пять продаж", - говорит "Газете.Ru" генеральный директор "Клуба путешественников Орфей" Михаил Романов. Третий этап кешбэка запустился в середине марта, и чтобы получить 20% от стоимости тура по России, необходимо было купить его с 18 марта по 15 июня, а поездку совершить до 30 июня. В рамках четвертого этапа туристы должны принять решение о поездке поздней осенью в разгар лета. Это прямо противоречит и традиционным практикам, и привычкам людей в пандемийный сезон, указывают туроператоры. Как поясняет вице-президент АТОР и генеральный директор турагентства "Алеан" Илья Уманский, на осенний период и начало зимы активные продажи исторически начинаются позже - с середины августа. Тем более что открытие популярных зарубежных направлений - Турции и Египта - может спутать карты российским туроператорам и организаторам путешествий. "Загрузка межсезонья даже с учетом кешбэка может оказаться не такой хорошей. Скорее всего, даже хуже прошлого года", - прогнозирует Уманский. С ним согласен генеральный директор агентства "Дельфин" Сергей Ромашкин, по словам которого даже "лето затормозилось": очень плохо продается август, а это пик сезона. Неудачно, что период кешбэка совпал с нарастанием коронавирусной паники, считает он. Туристы сейчас в любой сезон предпочитают очень короткие бронирования, за неделю-две до предполагаемой поездки. "К сожалению, четвертый кешбэк предлагает туристам вкладываться на длительный срок, и туристов это пугает", - добавляет Ромашкин. Кешбэк помогает увеличить спрос, но не глубину бронирования, обращает внимание руководитель Союза организаторов детского активного туризма, директор консалтинговой юридической компании "Природный кодекс" Марина Грицун. По ее мнению, включение в программу новогодних праздников могло бы привлечь больше туристов, но это уже противоречит целям властей простимулировать спрос именно в низкий сезон. То, что кешбэк работал в мае-июне, было нужно, чтобы поддержать спрос на российское предложение на фоне закрытия Турции и "вхождения в сезон" в июне, и в итоге продажи в этом месяце оказались очень хорошими, а доля туров по кешбэку составила порядка четверти от проданных в рамках третьего этапа, уточняет Сергей Ромашкин. Сейчас же самым большим спросом пользуются речные круизы - единственный вид отдыха, который можно забронировать сейчас на даты с 1 сентября по 1 октября. Спешные корректировки в программу Ростуризму пришлось вносить, когда компании-операторы напомнили, что 1 октября судоходство заканчивается и целый сектор из программы просто выпадет. По данным АТОР, пенсионеры уже выкупили половину люкса в речных круизах с осенним кешбэком. Особенно эффект от кешбэка виден в бронировании недорогих лоукостеров, коротких круизов и круизов выходного дня, билеты на которые обычно приобретаются в последний момент. Но и здесь операторы не видят доковидного уровня активности и беспокоятся, что до 31 июля очень многие потенциальные клиенты еще "не дозреют" до покупки. "Самая эффективная мера из всех, что мы видели" Тем не менее в целом программу кешбэка и ее роль в поднятии продаж все туроператоры оценивают очень высоко. "Я считаю, что более эффективной меры поддержки еще не было. Думаю, что она дополнительно увеличила спрос где-то процентов на 20%", - говорит вице-президент АТОР Илья Уманский. Программой туристического кешбэка с 18 марта по конец июня воспользовались около 1,5 миллиона россиян, было куплено путевок на 27 миллиардов рублей, 5 миллиардов уже получено в виде возврата, заявляла глава социального комитета Совфеда Инна Святенко. Тем не менее, программа проходит небезупречно, и здесь речь не только о неудачном выборе дат и низкой эффективности четвертого этапа. Туроператоры считают, что Ростуризму стоит уделить больше внимания медийному освещению текущего этапа, а также учесть в последующих годах (программа включена в нацпроект по туризму и закреплена в бюджете) ошибки этого сезона. Самая критичная из них - и финансовая, и техническая - при планировании кешбэка была допущена при распространении программы на детские лагеря, считает Грицун. Не была просчитана сумма кешбэка, и это привело к росту социальной напряженности, фактически к конфликту с родителями и претензиям к организаторам, говорит она. О программе было заявлено в период, когда многие родители уже купили путевки детям и захотели их вернуть, чтобы купить заново уже с возвратом части средств. Подлило масла в огонь и то, что требования Ростуризма к детским лагерям было сложно выполнить технически: о программе было объявлено под майские праздники и были поставлены очень сжатые сроки. По мнению Грицун, этот опыт стоит учесть на будущее, а также привлекать к информационной кампании о детском туризме министерство просвещения.

Туроператоры сообщили о низких продажах по четвертому кешбэку
© Газета.Ru