Строительство отелей в России станет дешевле: высокие налоги пугают инвесторов

Ростуризм запустит льготную программу кредитования для строительства отелей. Как новая программа отразится на гостиничном бизнесе после пандемии, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Строительство отелей в России станет дешевле: высокие налоги пугают инвесторов
© ФБА "Экономика сегодня"

Низкие ставки помогут нарастить конкуренцию

Согласно заявлению Федерального агентства по туризму, правительство выделило 18,8 млрд рублей для того, чтобы российские инвесторы могли до 2024 года получать льготные кредиты по ставке 3–5% на строительство и реконструкцию отелей.

Послабления будут предоставляться на срок до 15 лет, они призваны помочь отельному бизнесу с привлечением заемных средств для реализации проектов. Важно отметить, что новая мера поддержки будет распространяться на объекты категории не менее «трех звезд», площадью от 5000 квадратных метров или с номерным фондом от 120 комнат.

Ростуризм уже начал прием заявок от банков, которые станут участниками данной программы, а также утвердил критерии отбора инвестиционных проектов, максимальные и минимальные объемы выплат. Банки, получившие одобрение, отталкиваясь от необходимых условий, будут производить отбор потенциальных заемщиков, после чего окончательное решение примут Ростуризм совместно с Правительственной комиссией по туризму.

Установленный размер выплат может составлять от 100 млн до 70 млрд рублей, однако для получения такого кредита заемщику будет необходимо предоставить документы на землю, бизнес-план, пройти кредитный комитет в банке. Важным фактором также выступит то, какую долю собственных средств инвестор готов вложить в проект на начальном этапе и в будущем.

Согласно предварительным оценкам, в рамках программы к 2024 году будет выдано 200 млрд рублей, благодаря которым начнется строительство более 20 тысяч номеров, что должно повлиять на соотношение цены и качества отдыха в России и увеличить конкуренцию на рынке.

Гостиничный бизнес в нашей стране даже до пандемии находился на достаточно низком уровне, так как из-за дорогих кредитов и низкой рентабельности строительство подобных объектов было невыгодно. На сегодняшний день всего 10% отелей в РФ отвечают современным стандартам, и все они сосредоточены в крупных городах.

Сферу гостеприимства поддержал внутренний туризм

Индустрия туризма больше других пострадала от пандемии COVID-19, из-за введения карантинных ограничений в большинстве городов мира бизнес-активность от формата командировок перешла в онлайн, что сильно сказалось на продажах номеров в городах с высокой деловой активностью. Люди стали отдавать предпочтение загородному отдыху внутри страны, но неопределенность в финансовом положении заставила многих отложить запланированный отдых или провести его гораздо скромнее.

В России онлайн-продажи отелей на пике локдауна упали аж в десять раз. В городах-миллионниках в 2020 году бронирование номероночей сократилось на 30%. Курортные отели также потеряли гостей, но с ростом популярности внутреннего туризма загруженность отелей Крыма и Краснодарского края в период с июня по октябрь прошлого года увеличилась на 16%. Спрос на путешествия по стране также повысила бонусная программа государства, в рамках которой граждане могли вернуть до 20% от поездки в виде кешбэка на карту «Мир».

В течение 2020 года в стране открылись восемь новых гостиниц, чей номерной фонд составил 970 комнат. Для сравнения, в 2019 году в России начали функционировать 12 отелей, совокупное количество номеров в которых насчитывало 2077. В течение 2020 года новые отели открылись в Краснодаре, Москве, Московской области и Перми.

Среди всех гостиниц России на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходятся 52%, еще 9% отелей находятся в Сочи, 6% в Подмосковье и 3% в Краснодаре. К 2029 году планируется увеличение числа гостиниц на 81 объект, или 15 560 номеров, которые появятся в 52 городах России, в их числе Кисловодск, Когалым, Минеральные Воды, Петропавловск-Камчатский, Рязань, Саратов, Тамбов, Томск, Зеленоградск, Южно-Сахалинск и Якутск.

Российский рынок гостиничного управления продолжает активно развиваться, открываются новые управляющие компании, а существующие игроки продолжают расширять свое портфолио новыми объектами. Однако, по мнению экспертов, гостиничный бизнес придет к докризисному состоянию не раньше 2023–2024 годов.

Дешевых кредитов будет недостаточно

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отметил, что предложенная программа льготного кредитования вряд ли повысит привлекательность гостиничного бизнеса России на мировой арене.

«Налоговые обязательства сферы гостеприимства в нашей стране намного жестче по сравнению с западными, что сильно снижает привлекательность инвестиций в нее, так как для инвесторов важна рентабельность вложенных средств», — констатирует Бухаров.

Однако эксперт допускает тот факт, что объем привлеченных в отечественный отельный бизнес средств может вырасти за счет инвесторов, которые не разбираются в сфере, а используют ее скорее для диверсификации активов, при этом пользуясь советами управляющих компаний, чей интерес заключается в привлечении средств в свои проекты.

«Делать прогнозы в отношении перспектив данной отрасли в России в принципе сложно, так как из-за того же налогообложения многие компании находятся в серой зоне и понять их реальные доходы или убытки очень сложно», — заключает Бухаров.

Как итог, эксперт замечает, что для того чтобы отечественный гостиничный бизнес стал конкурентоспособным, ему в первую очередь необходимы изменения в налоговом законодательстве, иначе при прочих равных инвесторы в силу более быстрой возвратности средств продолжат выбирать зарубежные активы.