Падение рая Фиджи: «Города блокированы, работы нет, возникла угроза голода»

Остров Фиджи больше года оставался зоной, свободной от коронавируса. Власти предприняли самые строжайшие меры, чтобы не занести вирус в райское место: ввели жесткий карантин, установили комендантский час, прервали все авиасообщения. По итогу, разрушили экономику страны.

В апреле ковид все-таки прорвался на остров. На сегодняшний день насчитывается 2848 заболевших при населении 903 тысячи человек. Скончались 13 фиджийцев.

Сейчас на фешенебельном курорте творится паника. Социальное напряжение растет, курорты закрыты, работы нет, страна погружается в пещерные времена.

Как рай превратился в ад — в материале «МК».

Ижевчанин Андрей Смирнов оказался на Фиджи в самом начале пандемии. Полгода мужчина не мог уехать с острова. Осенью прошлого года чудом вернулся домой. Сейчас он продолжает поддерживать связь со своими знакомыми, которым не удалось вовремя покинуть райское место.

— У меня на Фиджи остались друзья, россияне. Похоже, они застряли там окончательно и бесповоротно, потому что теперь все накрылось медным тазом, — рассказывает Андрей Смирнов. — Мои приятели оказались на острове по работе, у них был заключен трудовой контракт. В прошлом году они должны были перебраться в другую страну, но опоздали — все авиарейсы отменили. Они живут на вилле с бассейном, условия у них неплохие, но уже спят и видят, когда покинут райское место. А вирус на Фиджи проник недавно. Как власти ни блюли ковидную девственность, но избежать заражения не удалось.

— Сейчас вообще нет авиасообщений?

— Как понимаю, нет. Когда я улетал осенью прошлого года, тогда еще был один рейс в Новую Зеландию. Это при том, что никакого коронавируса на Фиджи не было. Теперь количество зараженных растет, выявляют до 100 случаев в день. Поэтому там жесткий локдаун.

— Европейские локдауны — детский лепет по сравнению с тем, что происходит на Фиджи?

— Конечно. Остров находится посередине океана, туда никак не попасть, кроме как на самолете. Местные жители находятся в реальной изоляции. Криминогенная обстановка ухудшилась, люди потеряли работу, Бич-Хаус, где я когда-то жил и куда приезжали туристы, закрылся окончательно, они объявили сбор пожертвований. Психологические тучи сгущаются над народом. Мои знакомые говорят, что еще немного, и люди начнут резать друг друга, потому что сходят с ума. Локдаун — жесткая вещь для психики человека. А Фиджи всегда были открыты миру, туда приезжали толпы туристов, местные не сидели без работы, а сейчас они сами по себе — работы нет, курорты закрыты, ни въехать — ни выехать. Случаи заболевания ковидом увеличились. Уже пошли смерти.

— Люди с голоду еще не помирают?

— Фиджи — это тропики. С голоду там не помрут, поймают рыбу, съедят банан. Но это очень скудная пища. Фиджи — не Таиланд, где изобилие всего. На рыбе, бананах, кокосах и папайе долго не проживешь. Рис там не растет. Магазины давно опустели. Поэтому все приуныли. Сидят дома и страдают.

— И денег у людей нет?

— Большая часть населения — это обслуживающий персонал. Турбизнес там держат австралийцы и новозеландцы. Сейчас они закрыли свои гостиницы, и местные остались без средств к существованию. В том Бич-Хаусе, где я жил, оставили одну женщину, которая и за сторожа, и за уборщицу. Следит, чтобы ничего не сгорело, воры не залезли, остальной персонал разогнали.

— На продажу не выставляют отели?

— Кто их сейчас купит?

— Как на Фиджи проник ковид, если остров больше полугода под колпаком?

— Ковид пошел от женщины, которая работала в карантинном госпитале для приезжающих. Весной, когда худо-бедно летали самолеты, всех туристов на 14 дней помещали в этот госпиталь, тем самым власти удерживали проникновение коронавируса. Но в любой самой строгой системе все равно находится брешь. Рано или поздно это должно было случиться. Мы видим, что пандемию не удается сдержать карантинами и локдаунами. Фиджи продержались год. И теперь эпидемия обрушилась на них. Сейчас у них начинается то, что весь мир переживал больше года назад, только экономика страны рухнула.

— С медициной что у них?

— У них ее нет. Вернее, она не рассчитана на эпидемию. Находится в зачаточном состоянии. Я как-то ходил сдавать кровь в столичную больницу в Суве, главный госпиталь на острове. Впечатление удручающее, унылое, здание обшарпанное. Страшно представить, что происходит в других городах.

«Россиянка больше года не может покинуть остров»

Второй наш собеседник — инструктор по дайвингу Петр Крохалев. Мужчина не успел вовремя сделать ноги с острова, теперь наблюдает за гибелью фешенебельного курорта.

— Сейчас остров разбили на зоны, между которыми нельзя перемещаться, — говорит Петр. — Закрыты все предприятия, кроме необходимых служб. Транспортное сообщение с внешним миром и между островами полностью остановлено. В столице действует комендантский час с 6 вечера до 4 утра. Экономическое состояние тревожное.

— Правда, что, когда уже весь мир боролся с вирусом, Фиджи оставался зеленой зоной?

— Впервые вирус занесли на Фиджи в конце марта 2020 года. Тогда по всему миру шла волна паники: Италия плотно сидела на карантине, а в Австралии и Новой Зеландии уже выявляли десятки заболевших. В это время в местные порты еще заходили огромные круизные лайнеры, в международном аэропорту ежедневно приземлялись самолеты, и на многочисленных островах работали курорты. Но вирус привезли не туристы. Власти Фиджи уже готовились к закрытию страны, но немного не успели. Первый случай был связан с бортпроводником «Фиджи Эйрвейс», прилетевшим из Лос-Анджелеса. Почти одновременно произошел и второй случай — это был местный житель, вернувшийся из Индии. Оба источника дали вереницу последствий: стюард, прежде чем обратиться в больницу, успел посетить ночной клуб и торговый центр в крупном городе Лаутока. Второй джентльмен навестил своих родственников в столице Суве, а затем на пароме отправился на другой остров. Фиджийские власти сработали оперативно. И Лаутоку, и Суву сразу закрыли на карантин, медицинские работники отследили и изолировали всех бывших в контакте. Тогда на Фиджи оказалось чуть больше 20 заболевших, или, точнее, носителей, потому что выявляли их по результатам тестов, а не по симптомам болезни. Всех поместили в больницы под наблюдение, только один человек умер.

— И на этом первая волна закончилась?

— В 2020 году вспышка закончилась через месяц, карантин с городов был снят. Комендантский час, правда, на ночное время оставался, но он действовал между 11 вечера и 4 утра. Но тем не менее страна к нормальной жизни не вернулась.

— Но авиасообщение на остров не возобновили?

— С апреля 2020 года регулярное авиасообщение Фиджи с внешним миром прекратилось. Сначала полностью, потом постепенно возобновилось, но в очень кривом и странном виде. Фактически осуществлялись только так называемые полеты для возвращения иностранцев. Рейсы были нерегулярными, даже узнать про них было непростой задачей, затем нужно было получить разрешение на вылет. Проблема усугублялась тем, что Фиджи находится посреди Тихого океана, долететь куда-либо, кроме ближайших соседей, без пересадки невозможно, а все соседи отменили прежние визы, ввели новые правила на въезд и транзит. Узнать эти правила, которые постоянно меняются, получить разрешение на пересадку, организовать стыковки, составить маршрут, осложненный необходимостью иметь на руках ПЦР-тест, который действует ограниченное время, — адски сложная задача.

— То есть сейчас до Фиджи не добраться никак?

— Любой перелет из Фиджи сейчас невероятно дорог и сложен. Еще он сопряжен с большой опасностью застрять где-нибудь на транзите, с потерей денег и непонятными перспективами. Так было до второго пришествия ковида. Сейчас ситуация еще больше осложнилась. То есть иностранцам, которые застряли здесь, лучше сидеть на Фиджи и никуда не дергаться. Некоторые маршруты полностью невозможны. Перед последним обострением коронавируса я познакомился с русской женщиной, которая летела к своему новозеландскому мужу. В марте 2020 года застряла на Фиджи на пересадке. Воссоединиться они не могут уже больше года.

Регистрация на вакцинацию до вспышки эпидемии.

«Цены на алкоголь понизили»

— Какова экономическая ситуация на острове?

— После снятия внутренних ковидных ограничений в мае прошлого года Фиджи оказался в новой экономической реальности. У страны практически полностью исчезли два важнейших сектора экономики и два важнейших валютных источника: это туристическая индустрия и возможность отправлять сезонных рабочих в Австралию и Новую Зеландию. Кроме того, упал грузооборот в портах, замерла деятельность авиакомпаний и много что еще. Множество людей потеряли работу, и экономическая деятельность замерла.

— Государство помогало?

— Реальных мер поддержки было две. Снизили некоторые налоги и акцизы, в том числе на алкоголь, соответственно, снизились розничные цены. Во-вторых, людям разрешили снимать наличные деньги с персональных пенсионных счетов из национального пенсионного фонда. Решение обоюдоострое: фиджийские работники получали реальные деньги, но при этом изымали свои пенсионные накопления.

— Как живут местные без работы?

— Кто живет в деревнях, выращивают корнеплоды, которые дают три-четыре урожая в год. Кокосы и папайя растут круглогодично, в океане водится рыба, а в лесах дикие свиньи, которых можно ловить. Так что сельским жителям голод не грозит. Значительно труднее городским. Ситуация в городах ухудшилась, причем по всем направлениям. Значительно осложнилась криминальная обстановка, участились кражи и ограбления. Так как по ночам действует жесткий комендантский час, то во многих городских районах начались нападения днем, чего раньше практически не было. Из экзотических проявлений кризиса — в центре столицы на улицах стали открыто появляться геи, проститутки, чего раньше не наблюдалось.

— Туристическая отрасль рухнула окончательно?

— Так как иностранные клиенты были потеряны, то в мае 2020 года некоторые курорты попытались переориентироваться на внутренний туризм, тогда как раньше фиджийские курорты были недоступны местным. Цены на все услуги снизили раза в три. Открывшихся курортов было немного, они вступили в жесткую конкуренцию друг с другом. Ближайшие к аэропорту гостиницы выживали за счет предоставления услуг в качестве карантинных пунктов — все въезжающие в страну обязаны были провести в них две недели, эта услуга платная и недешевая.

— Кто же въезжал в страну, если никого не пускали?

— Возвращались фиджийцы. Происходила ротация дипломатов, сотрудников ООН и различных международных миссий. Фиджийская армия активно участвовала в миротворческих миссиях ООН по всему миру, и военные в плановом порядке выезжали и въезжали в страну. Периодически во времена въездного карантина выявляли носителей ковида, отправляли в госпиталь, и вирус внутрь страны не попадал. Еще фешенебельные курорты на частных островах продолжали принимать ВИП-клиентов, уровня голливудских кинозвезд. Возможно, что самые дорогие курорты пострадали от кризиса меньше всего, но это тема закрытая. Кстати, в стране до недавнего времени проходили съемки американской программы типа нашего «Последнего героя». Чартер с участниками шоу улетел совсем недавно, уже после начала второй волны.

На пляжах ни души.

«Австралия закрылась до конца 2023 года»

— Полностью изолировались от внешнего мира еще и Австралия и Новая Зеландия. У них тоже нет эпидемии?

— Австралия и Новая Зеландия с начала эпидемии проводили политику жесткой самоизоляции и контроля за болезнью. Обе страны пытаются выявить всех заболевших, то есть прервать распространение болезни. В условиях изоляции это имеет шансы на успех. Эти две страны не собираются открываться в ближайшее время. Уже звучали заявления, что Австралия будет закрыта до конца 2023 года. При этом весь год шли разговоры об организации «пузыря» между этими двумя странами, чтобы их граждане могли посещать друг друга без ограничений. Фиджи весь год надеялся войти в этот «пузырь» третьей стороной. Но мечты разбились в начале апреля, когда до нас добрался ковид.

— Известно, что вирус занесла женщина из карантинного отеля?

— Вирус подхватила одна из работниц отеля, она трудилась там вроде горничной. В свой выходной еще отправилась на похороны родственника, на которых присутствовало 500 человек. Похороны проходили два дня. Два дня женщина переезжала на значительные расстояния, пользовалась такси и общественным транспортом, потому успела распространить вирус очень широко. Правительство пыталось выявить все ее контакты, ввело карантин в нескольких городах, создало мобильные группы по тестированию, собрало огромное количество тестов. В общем, провело огромную работу. Но сейчас, спустя два месяца, можно констатировать, что, похоже, попытка спасти Фиджи от пандемии провалилась. Несмотря на все карантины и ограничения, сначала вирус выявляли у нескольких человек в день, потом у десятков, теперь уже ежедневно выявляются сотни.

— Для Фиджи это катастрофа?

— Еще какая. Чрезвычайная ситуация длится уже 10 недель. Сейчас ситуация значительно хуже, чем год назад. Теперь закрыто больше предприятий, пенсионные счета у многих уже обнулены, денег нет. Но сильнее, чем закрытие производств, бьет блокирование городов. Люди не могут получить продукты от родственников, возникает угроза голода. Правительство объявляет об адресной доставке продуктов, но нуждающиеся сообщают, что эта система работает плохо. Пострадавшим семьям выделяется помощь в размере 50 долларов на домохозяйство, но для Фиджи это мизер. Возможно, что власти опасаются угрозы народных волнений. Комендантский час сейчас начинается в 6 вечера, магазины закрываются значительно раньше, часа в 4. Некоторые дни вообще запрещали выходить из дома, по 3–4 дня сидели.

— Правительство рассчитывает победить пандемию с помощью локдауна?

— Трудно сказать. Почти каждый день по телевизору выступает доктор Фонг, исполнительный глава министерства здравоохранения. Он говорит о количестве проведенных тестов, госпитализированных, умерших, призывает нацию сплотиться. Про экономику правительство говорит гораздо реже.

— Что происходит в социальной сфере?

— Кроме экономических трудностей эпидемия и ограничения бьют по социальной жизни. Для фиджийцев важным является ритуал регулярного совместного распития кавы, местного дурманящего напитка. При этом положено пить каву из одной общей кокосовой кружки, пуская ее по кругу. Теперь же кава-церемонии запрещены. Фиджийцы религиозны, для них важно еженедельно собираться в церкви и петь гимны — теперь и богослужения запрещены. Для молодежи спорт является серьезным делом, а для многих и социальным лифтом — в настоящее время закрыты все спортивные мероприятия.

— Что с образованием?

— Огромный урон нанесен по образованию. Мало какие из фиджийских школ способны организовать дистанционное обучение, и мало какие фиджийские семьи способны его поддержать. Бедные фиджийцы больше не отправляют детей в школы, потому что у них нет денег. Дома ребенка можно накормить домашней едой, а в школу нужно собрать и снарядить. Дыра в образовании будет огромная. Уже долгое время закрыт и университет.

«К четвертому дню вакцина закончилась»

— Что с вакциной на острове?

— Фиджи получает вакцину AstraZeneca в качестве помощи от других стран. Первые поставки начались в марте 2021-го. Первая большая кампания по вакцинации была запущена 13 апреля, как раз за несколько дней до случившегося прорыва в страну вируса. Желающих вакцинировали на больших прививочных пунктах, развернутых на стадионах и общественных местах. Первый день добровольцев было мало. Постепенно поток нарастал. На третий день стояли огромные очереди, к четвертому дню вся вакцина закончилась. А через несколько дней женщина из карантинной службы поехала на похороны, где всех и перезаражала. Сейчас, в условиях эпидемии, тактика вакцинации изменилась. Теперь в столице Суве действуют мобильные прививочные пункты, которые каждый день перемещаются в новый район. Часто они размещаются в церквях. Жители района могут получить вакцину, не выезжая из своего района. На сегодняшний день одной дозой привито примерно 30 процентов населения страны, в основном на крупнейшем острове Вити-Леву и в больших городах.

— Наверняка ту женщину, из-за которой началась пандемия, обвиняли. О ней писали СМИ?

— Риторика правительства здесь такая: никто не виноват, что заболел. Долг каждого фиджийца в случае подозрений на коронавирус — как можно быстрее обратиться в госпиталь или позвонить на «горячую линию». Если человек нарушает предписание, например, сбегает из карантина, его могут серьезно наказать. Но в случае заболевания относятся деликатно. Никого из заболевших никогда не показывают и даже не называют по фамилии, даже в начальных случаях, когда полиция отслеживала все контакты и доктор Фонг или премьер-министр рассказывали об этом на брифингах. Их называли «контакт, связанный с семьей из Ба», «джентльмен из Сувы».

— Штрафуют за отсутствие масок, социальной дистанции?

— До середины апреля, пока не было коронавируса, никто не носил маски и не соблюдал дистанцию. Сейчас носят, в магазин и помещение без масок нельзя. Но за отсутствие маски не штрафуют. Да и вообще, похоже, ни за что не штрафуют. Денег-то у народа нет, с чего платить? А вот за нарушение комендантского часа арестовывают без колебаний.

Источник

Сообщение Падение рая Фиджи: «Города блокированы, работы нет, возникла угроза голода» появились сначала на УНИКА НОВОСТИ.