Глава Кёнигсберга, которому калининградцы обязаны многим: 8 заслуг последнего обер-бургомистра

23 июня 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого обер-бургомистра Кёнигсберга Ганса Ломайера. Благодаря ему город стремительно и устойчиво развивался в 20-е годы XX века. Вспоминаем, чем мы обязаны одному из самых выдающихся руководителей.

Глава Кёнигсберга, которому калининградцы обязаны многим: 8 заслуг последнего обер-бургомистра
© Клопс.Ru

Ганс Ломайер родился в 1881 году в Торне — сейчас это польская Торунь. После гимназии изучал юриспруденцию и общественно-политические науки в нескольких университетах, а по окончании стажировался в муниципалитетах Бризена и Торна, а также в Берлинском апелляционном суде. Некоторое время был адвокатом, а в 1914-м перешёл на работу в коммунальное управление Берлина. 28 июля 1919 года городской совет Кёнигсберга избрал Ганса Ломайера обер-бургомистром.

1. Спасение Королевских ворот

4 августа он приступил к исполнению обязанностей. В своих воспоминаниях Ломайер так описал начало работы: «Когда на следующий день после моего вступления в должность я совершал объезд города, я увидел, что возле Королевских ворот стояли рабочие, оснащённые лопатами и ломами. На мой вопрос я получил ответ, что им поручено снести Королевские ворота Я сказал им, что я являюсь новым обер-бургомистром и что снос ворот нежелателен, и что они вскоре получат новые указания. Вернувшись в ратушу, я установил, что территория военных укреплений Кёнигсберга в 1913 году была куплена городом за 30 миллионов марок и должна была подвергнуться нивелированию и застройке густонаселёнными домами. Уплата должна была быть произведена в 30 траншей — первый транш уже был переведён — на время войны по договорённости уплата была отсрочена.

Я считал такое решение проблемы старых городских укреплений неверным и хотел скорее расширить территорию города, зажатую узким кольцом валов, за счёт преобразования их в зелёные зоны и связывания с зонами Замкового и Верхнего прудов и тем самым создать новый образ города.

Но по изучении дел в городском совете депутатов мне, однако, показалось неуместным выступить с этим проектом немедленно, и я лишь добился одобрения выделения средств на самые неотложные противоаварийные работы на части оборонительных сооружений. Впоследствии эту заявку я подавал снова и снова, включая в неё всё новые территории укреплений».

Выплаты в пользу военного министерства продолжились после войны, но из-за огромной инфляции обесценились и превратились в символические.

2. Превращение Кёнигсберга в город-сад

Но по-настоящему зелёным городом Кёнигсберг стал только после Первой мировой войны. В 1920 году Ломайер пригласил советника по садовому строительству Эрнста Шнайдера. Он стал директором городских парков и превратил Кёнигсберг в один из самых зелёных, красивых и здоровых городов Европы.

На месте устаревшего оборонительного пояса появились великолепные зоны отдыха с прогулочными дорожками и каналами.

На крепостных валах посадили ценные породы деревьев, устроили скверы со скамейками. Вокруг Замкового (Нижнего) пруда построили променад, у Верхнего и в пригородах обустроили зелёные зоны, открылись новые спортплощадки и бассейны. К 1930 году из средневекового мрачноватого города Кёнигсберг превратился в город-сад.

3. Первый в Германии гражданский аэродром

В 1919 году старый военный плац для учебных манёвров в Девау стал первым в Германии гражданским аэродромом. В 1922 году архитектор Ганс Хопп построил здесь здание Кёнигсбергского аэровокзала. Благодаря этому аэропорту в двух шагах от города Кёнигсберг стал узловым портом на пути в Берлин, Стокгольм, Ригу, Ленинград и Москву

4. Город стал зарабатывать и избавился от долгов

Строительство на месте бывших укреплений стало возможным только потому, что миллионы в военную казну обер-бургомистр выплачивал буквально из своего кошелька. Ломайер превратил город в подобие крупного бизнесмена, поставив рядом госучреждения и муниципальные предприятия, приносившие прибыль. Эта «кёнигсбергская система» стала эталоном для других городов.

В городе работали товарищества с ограниченной ответственностью

«Кёнигсбергские муниципальные предприятия и трамвайное депо»,

«Городское очистное и транспортное общество», «Скотный двор и бойня» (мясокомбинат).

Вначале Кёнигсберг пытался справиться с хозяйственными неурядицами с помощью кредитов, дотаций государства и Прусской провинции, а также выпуском собственных временных банкнот. Когда эти методы не дали результата, обер-бургомистр и муниципальный казначей, несмотря на сопротивление частных банков, основали в 1921 году Городской банк. Благодаря ему удалось победить инфляцию и оздоровить экономику. Кёнигсберг освободился от долгов и приобрёл значительное количество земли и материальных ценностей, расширил морской порт и аэропорт, построил торговый центр и дороги, моторизовал пожарную охрану.

5. Основание Восточной немецкой ярмарки

Вторым по величине предприятием города была Восточная немецкая ярмарка. Эту идею пришлось отстаивать: коммерсанты сомневались в целесообразности новой торговой площадки. Гансу Ломайеру удалось убедить правительства Германии и провинции, насколько важен Кёнигсберг для торговли с Россией и приграничными государствами, и получить помощь.

Крупная ярмарка удачно расположилась на месте старых укреплений недалеко от Северного вокзала, и из года в год её территория расширялась.

Основанное дирекцией ярмарки Восточноевропейское издательство специально занималось налаживанием и укреплением экономических связей с Советским Союзом. СССР, скандинавские и среднеевропейские государства были регулярно представлены в Кёнигсберге. Были и специализированные ярмарки по продаже древесины, сельскохозяйственных машин, породистого скота. Техническая ярмарка в 1925 году получила собственное большое здание, которое называлось «Домом техники».

6. Модернизация порта

После потери Германией Данцига (Гданьска) и Мемеля (Клайпеды) кёнигсбергский порт приобрёл особое значение. Его давно планировали расширять, и этот замысел воплотился при Ломайере: построили три портовых бассейна, морской канал углубили до восьми метров, сделав реку Прегель судоходной до Инстербурга (Черняховска).

Возвели склады — в ту пору крупнейшие в Европе, заправочные станции, грузовой двор с подъездными железнодорожными путями и ветками, установили в порту 30 механических кранов. Зимой три ледокола постоянно держали фарватер открытым.

Обер-бургомистр торжественно открыл порт 13 июня 1924 года. Имевшая 100 тысяч «квадратов» навесных и складских помещений, гавань считалась самой современной на Балтийском море.

7. Развитие железных дорог

Частная железная дорога в направлении Кранца (Зеленоградска) противилась строительству вокзала, общего для всех путей на курорты. Только после того как город скупил большинство акций Кранцской железной дороги, а Немецкая имперская железная дорога выкупила у военных участок, началось строительство.

К 1930 году появился Северный вокзал для Кранцской, Лабиауской и Самландской железных дорог и Главный вокзал (Южный) с большой площадью. Отсюда отправлялись поезда в Лабиау (Полесск) и Пиллау (Балтийск).

8. Корабли, названные в честь города

26 марта 1927 года Ганс Ломайер освятил крейсер «Кёнигсберг» — третий по счёту корабль с названием города на борту. Крейсер построили на военной верфи в Вильгельмсхафене (Нижняя Саксония).

Гансу Ломайеру предлагали стать обер-бургомистром Франкфурта-на-Майне, Лейпцига, обер-президентом Восточной Пруссии, первым заместителем министерства внутренних дел, имперским министром финансов.

На всё он отвечал отказом, так как не хотел покидать Кёнигсберг.

Университет Альбертина и Высшая торговая школа присвоили Ломайеру звание почётного доктора. 11 лет он был членом Временного Национального экономического совета, заместителем представителя Восточной Пруссии в Рейхсрате — парламенте Германии. В 1931 обер-бургомистр женился на актрисе Герде Мюллер.

29 марта 1933 года, после прихода к власти национал-социалистов, Ганса Ломайера отстранили от дел и отправили в отставку с поста главы Кёнигсберга. Он переехал в Западный Берлин. После вышедшей в 1939-м работы «Политика Второй империи с 1870 по 1918 годы» нацисты запретили публиковать труды Ломайера. Он контактировал с людьми из «Антифашистского заговора», которые 20 июля 1944 года предприняли покушение на Гитлера. Ломайера допрашивали в гестапо, но не арестовали.

После войны в числе прочего он занимался литературной деятельностью и был награждён федеральным орденом «Большой крест за заслуги». Ганс Ломайер умер 28 февраля 1968 года в Берлине и был похоронен на кладбище, расположенном на Хеерштрассе.