Рада Белоруссии не рада: Батька запретил украинским самолётам летать

От Минска до Киева по прямой всего-то 433 километра – на самолёте лететь около часа, но ни украинские лiтаки, ни белорусские самалёты этот маршрут теперь могут позабыть. Президент Александр Лукашенко встал в позу в ответ на закрытие Украиной авиасообщения с Белоруссией и последующий запрет на использование белорусским самолётам воздушного пространства Украины. «Раз Украина закрыла нам пролёт, то мы с Украины просто не будем принимать самолёты», – заявил Батька.

Рада Белоруссии не рада: Батька запретил украинским самолётам летать
© Свободная пресса

Белоруссию после инцидента с посадкой в Минске самолёта ирландской авиакомпании Ryanair «обложили» по воздуху 20 стран, к которым присоединилась и Украина. Лететь теперь «Белавиа» можно либо в Россию, либо опять же через Россию. И, скажем, популярные в сезон белорусские рейсы на турецкие курорты вынуждены давать изрядный крюк, а в Европу воздушный путь практически заказан – не принимает ни Берлин, ни Лондон, ни Париж. В Москву – добро пожаловать, можно в Баку или Бишкек, но что там белорусам делать? Да, ещё Крым принимает, вероятно, что большей частью и будут туда теперь летать белорусские самолёты, правда, опять же не по прямой – через Смоленск, Воронеж, Ростов-на-Дону.

На счёт Крыма, к слову, можно вспомнить, что ещё в мае нынешнего года генеральный директор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец заявлял, что белорусские самолёты отказались летать на российский полуостров. По его словам, авиакомпания не может совершать полёты в Крым, пока не будет урегулирован вопрос политического признания полуострова как части России. Изменится ли сейчас это мнение, когда, кроме как в РФ, белорусским самолётам летать-то и некуда?

Для Киева воздушная блокада со стороны Минска не столь болезненна – есть «окно в Европу» через Польшу, Венгрию, Словакию и Румынию. Чуть дольше придётся добираться до стран Прибалтики и Скандинавии, но пассажиропоток туда украинских туристов и предпринимателей не столь значителен. В общем, в этом воздушном противостоянии Белоруссия оказывается в большем минусе, чем Украина.

– Обычно когда вожди в любых странах пытаются вздыбить тему авиаперевозок, это не более, чем сезонный хайп, – считает медиаконсультант, эксперт по Белоруссии Александр Зимовский. – В этом смысле Белоруссия идет нога в ногу с другими державами.

Считаю необходимым внести уточнение: никакие украинские самолёты в Белоруссию давно не летают. Украинские товарищи подтвердили мне, что на Украине запрет на полёты украинских бортов в Белоруссию ввели сразу после эпизода с пресловутым рейсом Ryanair. Было распоряжение украинского правительства: закрыть белорусам воздушное пространство наглухо; авиакомпаниям Украины приказали под страхом санкций белорусским воздушным пространством не пользоваться. Оформили это дело решением киевского кабмина. И тут же выпустили уведомление NOTAM для оповещения пилотов воздушных судов о потенциальной опасности вдоль маршрута полёта соответствующего содержания, оно опубликовано, доступ свободный.

Наиболее вероятная причина воздушного демарша руководителя республики – это интерференция двух информационных волн. Во-первых, ЕС продлил запрет белорусам пользоваться европейским небом по крайней мере до середины сентября, в пятницу об этом сообщили поляки. Сами понимаете, аплодисментов в Минске это не вызвало. Во-вторых, я бы хотел особо заметить, что в республике слова президента поняли так, будто белорусы намерены запретить вход в собственное воздушное пространство не сугубо украинским бортам (которые, повторюсь, и так к белорусам не летают). Запрет, возможно, введут по отношению вообще ко всем иностранным бортам, которые следуют в Белоруссию, пролетая при этом над Украиной.

Из тех, кто пока ещё летает в Белоруссию, «Турецкие авиалинии», к примеру, пользуются именно трансукраинским маршрутом. Эмиратская Flydubai тоже. Эксперты-завсегдатаи сервисов, мониторящих воздушное движение, смогут дать более детальные цифры, назвать других перевозчиков. При этом белорусский нацперевозчик «Белавиа» возит отдыхающих к тёплым морям, делая здоровенный крюк.

И как пояснили люди, завязанные на минский турбизнес, сейчас, на курортном хайпе, когда в сутки из Минска только на Анталью уходит до полутора десятков рейсов, суммарные потери полётного времени для белорусов лишь на этом направлении составляют 14-15 часов в один конец. Проще говоря, будь украинское небо для белорусов почище, еще 5-6 рейсов за сутки можно было прибавить в сторону турецкого побережья. Такая же ситуация с Египтом и так далее.

Кстати, когда весной около миллиона российских туристов не смогли добраться до своих лежаков и аниматоров, значительная их часть воспользовалась белорусским маршрутом. Сейчас турецкое направление со стороны России открывается, и белорусские воздушные извозчики снова попадают в невыгодное положение. Так что возможно допущение, что Лукашенко пытается руководить полётами с целью как-то выровнять конкурентные диспропорции, имеющие в основе политическую природу.

Как Белоруссия будет защищать своё небо от украинских самолётов? Сильной стороной Вооруженных сил считаются именно войска ПВО (объединенные с ВВС). В их составе 16 зенитных ракетных комплексов С-300ПС и С-300В (в 2016 году появились сведения, что Россия безвозмездно передала Белоруссии 2 дивизиона ЗРК С-400), на вооружении стоят около 10 дивизионов ЗРК «Бук» и «Оса», а также комплексы С-125 в белорусской модернизации известные как «Печёра-2Т/2ТМ». Из новинок можно назвать российские тактические зенитные ракетные комплексы «Тор-М2Э в количестве 20 установок и российские же мобильные трехкоординатные радиолокационные станции дециметрового диапазона «Противник-ГЕ», которых насчитывается 5 станций.

Ещё в январе 2021 года командующий ВВС и ПВО Белоруссии генерал-майор Игорь Голуб озвучил тему, что Минск готовится к закупке российских ЗРС С-400, ЗРПК «Панцирь-С», второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ, ударных вертолётов Ми-35, радиолокационных станций «Противник-Г» и «Восток». Объём предполагаемых закупок по сумме контракта можно было бы назвать «сделкой века», если бы не одно обстоятельство. Во-первых, не Турции же продаём, которой тоже существенные скидки делали при контракте по С-400. Во-вторых, эти зенитные ракетные системы уже успели послужить в российских ПВО, то есть их можно считать «уценённым товаром». В-третьих, обеспечивать безопасность они будут совместного неба.