«Российский туризм ежегодно генерирует 27 миллиардов долларов убытков для страны»

5 июня в рамках сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), посвященной туризму, выступила руководитель гостиничного направления холдинга «Сафмар Плаза» Татьяна Веллер. Она обратила внимание на плачевные финансовые показатели и убыточность для экономики страны отечественной индустрии гостеприимства в ее нынешнем виде.

«Российский туризм ежегодно генерирует 27 миллиардов долларов убытков для страны»
© TourDom

«У нас туризм – отрасль, генерирующая убыток в размере примерно 18% внешнеторгового сальдо. Чистый минус для экономики каждый год – десятки миллиардов долларов, с мультипликатором – почти сто. И каждый миллиард – это потеря около 100 тысяч рабочих мест», – приводит цифры специалист. Татьяна Веллер сравнивает российские показатели с турецкими: «У нас по итогам 2019 года импорт туруслуг – 36 млрд долларов, экспорт – 9 млрд. Чистый минус – 27 млрд. А Турция получила за тот же год от иностранных путешественников 34 млрд при оттоке за рубеж – 4 млрд. Прямой доход их экономики – 30 млрд долларов».

Причину такого соотношения – явно не в пользу отечественной экономики – эксперт видит в том, что наш турпродукт по цене и качеству не может конкурировать с туристическими зарубежными центрами, которые «не на словах, а на деле занимаются извлечением доходов от туризма». «Все ключевые для создания продукта параметры, которые определяются государством – условия землепользования, фискальная нагрузка, стоимость, сроки и условия кредита, и т.д. - в разы выше, чем у иностранных конкурентов. Поэтому любая попытка сделать что-то сопоставимое по цене и качеству с тем, что туристам предлагают за границей, уводит проекты в минус еще на стадии финансовой модели», - говорит Татьяна Веллер.

Специалист призывает государство кардинально изменить подход к туриндустрии. «Уникальность нашей отрасли в том, что участникам рынка приходится не столько конкурировать между собой, сколько бороться за потребителей со всего мира. Сначала нужно, чтобы клиент выбрал Россию, как направление отдыха. А для этого необходимо предлагать конкурентный продукт. Мы существуем не в безвоздушном пространстве, а боремся с иностранными центрами туризма как за наших граждан, так и за гостей из других стран. И пока не поставим целью сделать соотношение цены и качества для потребителя, а для инвесторов - рентабельность капитала более интересными, чем на популярных зарубежных курортах, никакого развития отрасли не будет». Татьяна Веллер приводит пример, - у нас в стране гостиницы зачастую приносят инвесторам менее 1 % годового дохода в рублях, тогда как на востребованных у путешественников иностранных курортах зарабатывают 12 % - 20 % в долларах, а иногда – и до 34 %. При таком раскладе у предпринимателей нет интереса инвестировать в Россию.

Эксперт видит огромный потенциал для развития туризма, если в стране будут созданы условия для победы в международной конкуренции за путешественников: «Это откроет для нас гигантский внешний рынок. В радиусе 4 часов полета от Москвы, Сочи или Крыма проживает почти миллиард населения с душевым ВВП 26 тыс. долларов на человека, а в 9 часах перелёта - 2,5 миллиарда с ВВП на душу населения 18,6 тыс. долларов. По покупательной способности этот внешний рынок больше нашего внутреннего в 25 раз. Мы могли бы зарабатывать на нем дополнительную валютную выручку для страны, но это невозможно, пока не будет комплексного подхода, - как в государствах, которые за 10-15 лет создали настоящие «насосы» экспортных доходов от туризма».

Добавим, - форматом сессии на ПМЭФ не предусматривалось публичного обсуждения поднятых тем. Что касается реакции членов президиума, то глава Ростуризма Зарина Догузова по ходу выступления Татьяны Веллер активно делала пометки в своём блокноте. А модератор сессии, президент «Деловой России» Павел Титов периодически одобрительно кивал, а по завершении речи спикера, произнёс: «Справедливо».