Белоруссия признает Крым рейсами авиакомпании «Белавиа»

Полеты «Белавиа» в Крым подведут черту под коммерческим будущим авиакомпании, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

Белоруссия признает Крым рейсами авиакомпании «Белавиа»
© ФБА "Экономика сегодня"

У «Белавиа» нет перспектив

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск прорабатывает с Москвой полеты авиакомпании «Белавиа» в Крым, и назвал закрытие воздушного воздушного пространства Украины канителью и провокацией.

Если это случится, в чем есть сомнения – белорусский лидер любит играть на острых темах, «Белавиа» станет первой иностранной компанией, которая совершит регулярный рейс в Крым после того, как полуостров вернулся в состав России.

«Если белорусы запустят проект, то это действительно станет первым международным рейсом в Крым», - подтвердил Крамаренко.

Для «Белавиа» это сжигание мостов, после такого ни Украина, ни ЕС не восстановят сотрудничество с белорусским перевозчиком, для которого, останется только работа на рынке ЕАЭС и нескольких других стран, а это не покроет расходы на флот из 31 лайнера.

«Распродавать лайнеры не придется – они лизингованные, но перспектив у «Белавия» нет. Авиакомпания жила на трансфере пассажиров между Россией и Украиной и в меньшей степени – между Россией и Египтом, Россией и Европой», - заключает Крамаренко.

После того, как Киев прервал авиасообщение с Москвой, в «Белавиа» поступили новые самолеты – флот компании состоит из машин Boeing и Embraer, с помощью которого белорусы в течение многих лет осуществляли российско-украинский трансферт.

«Для «Белавиа» закрыты практически все рынки кроме РФ и Закавказья, поэтому будущего у компании не просматривается. В лучшем случае у «Белавиа» остается три-четыре самолета и соответствующее количество линий», - констатирует Крамаренко.

Минск объявил, что поможет «Белавиа», но Белоруссия это небольшая страна, где нет спроса на большое число рейсов. Жить за счет российского рынка «Белавиа» не сможет, просто из-за наличия хаба в Минском аэропорту.

«Сколько конкретно самолетов белорусы удержат – покажет будущее. Реальный пассажиропоток, на который «Белавия» может рассчитывать – это между Минском и несколькими городами в России, Средней Азии и Закавказье», - резюмирует Крамаренко.

Других платежеспособных направлений у «Белавиа» – нет, а авиакомпании живут только за счет пассажиров. На оставшихся линиях белорусам придется конкурировать с «Аэрофлотом» и другими перевозчиками, продолжающими летать в Минск.

«Белавиа» останется номинальным белорусским перевозчиком по нескольким направлениям», - заключает Крамаренко.

Белоруссии придется признать Крым

Генеральный директор «Белавиа» Игорь Чергинец в эфире «Соловьев LIVE» отметил, что компания не планирует рейсы в Крым: для этого нужно политическое решение Минска по признанию полуострова составной частью России.

На сегодня Крым официально признали Афганистан, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сирия и КНДР. Белоруссия находится среди 22 стран, которые проголосовали против резолюции ООН от 27 августа 2014 года, осуждавшей крымский референдум.

Технически какого-либо заявления Минска не нужно, но Чергинец прав по политическому решению. Без официальной отмашки полеты «Белавиа» в Крым невозможны: решение будет касаться не только деятельности перевозчика, но и внешней политики Белоруссии.

Признание Крыма лишит правительство Лукашенко пространства для маневра и сделает интеграцию с РФ безальтернативной для Белоруссии. Других вариантов у Минска не просматривается, а наличие таких разговоров характерно это показывает.

На Западе дисквалифицировали Белоруссию

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что на Западе приняли окончательное решение по Белоруссии.

«Запад дисквалифицировал Белоруссию почти по всем направлениям, хотя западные европейцы побаиваются такого решения. Минску нужно что-то делать, и это единственный реальный вариант», - констатирует Брутер.

До президентских выборов в Белоруссии западные страны пытались заигрывать с Лукашенко. В Минск съездил бывший госсекретарь США Майкл Помпео, который на фоне российско-белорусских споров по интеграции пообещал поставить в Белоруссию нефть и газ.

Аналогичную линию гнули в Брюсселе, но такая политика для Запада более невозможна. В современной ситуации Минску остается развивать интеграцию с Москвой, где полеты «Белавиа» в Крыму могут стать громкой пиар-акцией.

«Пространства у маневра у Лукашенко не остается, хотя на Западе будут об этом думать. Наши западные партнеры неповоротливы, и если встают на борьбу с зловредным режимом, то не поворачивают назад», - резюмирует Брутер.

Москва должна предоставить белорусам возможность эффективно работать с российским рынком, а не помогать прямо.

«Создание в Белоруссии новых рабочих мест приведет к стабилизации. Именно с этим там дела обстоят сложно, хотя это ключевой вопрос, и причина масштабности протестов. В Белоруссии большой дефицит вертикальных лифтов», - заключает Брутер.