Сосед и лето: как охраняют границу Украины и Крыма
ДЖАНКОЙ/МЫСОВОЕ, 28 мая – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. На треть выросло количество желающих пересечь границу между Крымом и Украиной из-за смягчения антиковидных мер. В начале туристического сезона ожидается еще больший рост.
До начала сезона остаются буквально дни, поэтому корреспонденты РИА Новости Крым решили узнать, готовы ли крымские рубежи к потоку через границу между полуостровом и Украиной и опубликовать этот материал в День пограничника.
Побережье озера Сиваш в районе села МысовоеПограничный патруль на побережье озера Сиваш в районе села Мысовое
С востока и запада
Вопреки ожиданиям, когда катер на воздушных подушках выкатывается на берег, сильного удара не происходит. Волна, гонимая судном, выкатывается на побережье села Мысовое, смывая с песка ракушки. В рации раздается голос, который четко произносит позывной и короткий доклад: "Прибыл". На "песчанке" возле погранпоста образуется небольшое болотце.
Катер проекта А25. Побережье озера Сиваш в районе села Мысовое
Катера проекта А25 пока есть на вооружении только у крымских пограничников. Машина способна "взять на борт" два квадроцикла и несколько человек личного состава. На случай, если противник решит вести огонь, ему смогут "ответить" с помощью крупнокалиберного пулемета "Корд". Сотрудник Пограничного управления ФСБ России по РК Роман Ибрагимов – командир этого катера.
- При виде нашего катера нарушители стараются вернуться на свою территорию, - смеется Роман. – Понимают, что не сбегут. Технические возможности этой машины действительно огромные. Она запросто может передвигаться по берегу, преодолевает препятствия высотой 60-70 сантиметров, ямы, даже глубокие, вообще не замечает. Так что, если речь идет о преследовании, то догоним, никуда не денутся.
Еще у крымских пограничников для защиты морских рубежей есть катера на воздушных подушках "Марс-700". Они обладают меньшими размерами и меньшей проходимостью, однако более мобильны и очень маневрены.
Сейчас Роман с удовольствием рассказывает о службе, технике и отношениях на заставе. А еще в 2014 году он и думать не мог, что судьба занесет его на только что возвращенный полуостров. Азербайджанец родом из Тюмени, он тогда проходил практику в Охотском море на Камчатке.
Увлекается историей, вспоминает Крещение Руси, Екатерину II и другие периоды в истории Крыма. Считает, что Крым всегда был российским, а 23 года в составе Украины – результат исторической несправедливости.
- Я к чему? Это должно было случиться, - убежден Роман. – Ну а я, честно говоря, даже не думал, что мне предложат служить здесь. Так я с востока нашей страны перебрался на юг.
В кабине катера проекта А25. Побережье озера Сиваш в районе села МысовоеВ кабине катера проекта А25
На полуостров в итоге попали уроженцы разных республик бывшего СССР, в том числе армяне. Новость о происходящем в Нагорном Карабахе каждый воспринял по-своему, но спорить между собой не стали: морское братство – это как семья, хорошие отношения тут надо беречь.
К соседям, а именно к украинцам, Роман тоже относится с уважением. Уверенно говорит, что они – "братский народ".
Правда, братский народ не раз пытался продемонстрировать любовь к российским пограничникам совсем уж не стандартными методами. Сергей Воронин отвечает "за сухопутную безопасность границы" на заставе в Мысовом. Он один из тех, кто год назад участвовал в задержании украинского военного, который шел к крымским коллегам в гости. Его тут прозвали "голубь мира".
- Но такие нарушители – скорее исключение, чем правило, - говорит Сергей. – Большая же часть нарушителей - это те, кто нарушает режим: люди заходят в пограничную зону без действительных документов либо с документами, но без пропусков.
Не стоит думать, что таких сразу "в кандалы". Для начала составляется протокол и выписывается предупреждение. Если с первого раза не понял, второй раз уже оштрафуют.
У пограничников есть все средства для того, чтобы вовремя выявить людей, которые пытаются незаконно пересечь границу.
Пограничный пост на Арабатской стрелке. Мобильный патрульный комплекс "Окапи"
- Автомобильная техника, снегоболотоходы, гусеничная техника, спецсредства, оружие, - перечисляет Сергей. – Например, патрульный комплекс "Патриот-Окапи", мобильный прожекторный комплекс "Гелиос", сигнализационные комплексы, камеры наблюдения, причем, в том числе, тепловизационные.
Раньше Воронин служил в Армении и на Дальнем востоке, сам же родом из Калининграда. Когда предложили переехать в Крым – согласился не раздумывая.
- И чем больше я тут нахожусь, тем большее у меня желание остаться и защищать эту землю, - говорит пограничник.
Пять человек в сутки - обратно
Работы немало и в пунктах пропуска. МАПП "Джанкой", находящийся недалеко от одноименного города на севере Крыма, до введения ковидных ограничений пересекали десятки тысяч людей в месяц. Но в марте прошлого года границы "закрыли наглухо" и "приоткрыли" только в середине июня. 18 марта 2021 года ограничения частично сняли, и поток увеличился.
Крымский участок границы России и Украины. Пограничный пункт Джанкой
По словам сотрудника Пограничного управления Владимира Моисеева, когда были введены только первые ограничения, поток людей, желающих пересечь границу России и Украины в пункте пропуска "Джанкой", снизился в шесть раз, поток транспорта – в девять. Когда же в 2021 году часть ограничений сняли, поток тут же "подпрыгнул" на треть. Через все три пункта пропуска на границе Украины и Крыма с начала года "прошли" порядка 140 тысяч человек и 17,5 тысяч транспортных средств.
- Еще не начало сезона, а значит, с лета ждем увеличение потока, причем серьезное, - говорит Владимир. Пункт пропуска, можно сказать, еще пустует: всего пара автомобилей на въезд. В 2019 году тут было не протолкнуться. – Но мы готовы к увеличению. Хоть сейчас. Откроем все кабинки паспортного контроля, увеличим количество полос, открытых на въезд и выезд, выведем весь личный состав.
Еще одно неудобство, связанное с пандемией коронавируса, - пограничникам постоянно приходилось сдавать ПЦР-тесты, поскольку не раз бывали случаи, когда они контактировали с зараженными.
Сейчас работы немного, но в прошлом году было еще унылее: пересекающих границу - совсем мало, а еще и многие "трепали нервы" пограничникам – пытались заехать в Крым, даже не изучив ограничения.
- Сейчас мы за сутки отказываем где-то пятерым, которые не выполняют антиковидные требования, - рассказывает пограничник. – А раньше – до пятидесяти человек "разворачивали" – требования есть требования. Но самое странное состоит в том, что количество нарушений, не связанных с антикоронавирусными мерами, осталось на прошлом уровне. В 2021 году мы пресекли три попытки ввоза наркотических средств через наш пункт пропуска. Причем одно средство пытались провезти в себе, а другое попросили перевезти в качестве посылки незнакомого человека.
Семь раз пытались ввезти боеприпасы и оружие, пять раз – культурные ценности.
Крымские таможенники забрали у немки "Lincoln" за долги >>
Что пытались протащить
Мимо проезжает автомобиль, который направили на таможенный контроль с помощью мобильного инспекционно-досмотрового комплекса. Он позволяет "насквозь" просветить любое авто. В шутку его называют "светлячок". Управляют комплексом сотрудники Крымской таможни и даже несмотря на снижение потока он не раз показывал, что стоит тут не просто так – обнаружений много. Только в этом году неоднократно находили незадекларированные товары народного потребления, фиксировалось превышение норм ввоза табачной и алкогольной продукции, обнаруживались ветеринарные препараты и другие товары.
- В 2020 году сотрудниками Крымской таможни пересечена одна попытка ввоза 92 медицинских препаратов, обладающих глюкокортикоибным и антитромботическим действием, которые пытались ввезти с нарушением таможенного законодательства, более 35 попыток медикаментов с содержанием наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ, - рассказывает Александр Астахов, замначальника таможенного поста "Джанкой". – В основном люди просто не изучают законодательство, не интересуются порядком перемещения лекарственных средств.
При этом контрабандисты еще и пытались подкупить таможенников. С начала года было зарегистрировано пять попыток дать взятку. Причем суммы взяток варьировались, как говорят таможенники "от 100 долларов и выше".
Самые интересные находки крымских таможенников >>
Пять минут как русский
Несмотря на снижение потока, за пределами пункта пропуска все так же ждут "добычу" таксисты. Один соглашается поговорить, но просит не фотографировать. "Николай для друзей, для врагов Мыкола", - смеется он в голос. Коля – уроженец Херсонской области, а его жена – из Джанкоя. В 2015 году приняли решение переехать в Крым, поскольку с работой начались проблемы.
Николай – бывший водитель маршрутки. В 2015 году бизнес решили под себя подмять представители этнических группировок, мужчина остался без работы.
- Меня Украина, видимо, преследовала, - смеется он вновь. – Знаешь анекдот про еврейского мальчика, который хотел стать русским? Вот у меня такое было. Только переехал в Крым, как они электричество рубанули: "Пять минут как русский, а вас, украинцев, уже ненавижу". Шутка, конечно, но я офигел.
Крымский участок границы России и Украины. Пограничный пункт Джанкой
Потом Николай купил недорогую иномарку на украинских номерах, благо таких в Крыму много и продаются они за копейки, и начал возить людей через границу.
- Смешно было, когда украинцы границу пересекают и в миграционной карте пишут "откуда: Украина. Куда: на Украину". Я говорю: нездоровые чи шо? А они мне песню "про аннексию и про то, что Крым все равно Украина". Я говорю: Погранци! А погранци де стоять? Миж ризными державамы", - "прыгая" с русского языка на мову, рассказывает Николай.
И если пограничники и таможенники понимают, что с наступлением сезона их работа станет более напряженной, то Николай ждет его с нетерпением, поскольку это заработок. А коронавируса он не боится – "Бог не выдаст, свинья не съест".