Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

«Если из Минска дальше улететь некуда, то зачем тогда лететь в Минск?»

Обновлено в 21:04

«Если из Минска дальше улететь некуда, то зачем тогда лететь в Минск?»
Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

«Не надо демонизировать власти Белоруссии», — с таким заявилава МИД Сергей Лавров. По его словам, Минск сразу выразил готовность сотрудничать при расследовании инцидента с рейсом Ryanair, а реакция Запада была неадекватной.

«Мы настаиваем на том, чтобы прекратить демонизировать тех людей, которые не нравятся Западу. Белорусские власти четко сказали с первых же минут после этого инцидента о своей готовности к транспарентности, к открытому расследованию, к приему соответствующих экспертов, к предоставлению всей информации и необходимых материалов. Часть этой информации они уже в одностороннем порядке распространили. Но наши западные коллеги, особенно прибалтийские страны, ведут себя просто по дипломатическим меркам неприлично. Наверное, по человеческим меркам тоже».

Ранее Россия не выдала разрешение на прибытие уже нескольким рейсам, летящим в обход Белоруссии. Две европейские компанииn Airlines и Air France — отменили запланированные на четверг рейсы в Москву. Российские авиавласти так и не выдали разрешение, пояснили перевозчики.

Позднее стало известно, что рейс Аir France из Парижа в Москву, запланированный на пятницу, аннулирован из-за отсутствия разрешения от РФ. Об этом заявил РИА Новости представитель компании.

Air France должна была выполнить рейс еще накануне, но уже тогда не дождалась разрешения. А Austrian Airlines в чела грузопассажирский рейс из Вены. Его прибытие ожидалось в 13:45 по Москве.

Россия поддерживает позицию Белоруссии о необходимости провести открытое международное расследование по ситуации вокруг самолета Ryanair и призывает не политизировать инцидент, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Он также сказал, что решение о расширении транспортного сообщения с Белоруссией не является политическим и полностью зависит от ситуации с пандемией, передает ТАСС.

Австрийские власти считают непонятным отказ России согласовать полет Austrian Airlines в обход воздушного пространства Белоруссии. МИД Австрии потребовал от Москвы разъяснений, передает Reuters.

Как сообщили вечером СМИ, министр транспорта Ирландии заявил, что ICAO приняла решение провести расследование инцидента с самолетом Ryanair.

Полной воздушной блокады пока нет, да и с рейсом Air France все было не так однозначно, и можно было сделать неверный вывод, что Россия запретила облет по политическим соображениям, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Мы говорим, что Россия как бы не пустила рейс Air France в обход Белоруссии, но это некорректно. Дело в том, что этот рейс не регулярный, а чартерный. Сейчас регулярного авиасообщения со стороны Европы с большинством [стран] нет из-за пандемии. Чартерные рейсы выполняются на основе разовых разрешений. Заранее запрашивается, согласовывается маршрут и так далее. Так вот, разовое разрешение на полет этого рейса было, и оно у Air France имеется, просто она решила имоспользоваться, а запросила другое разрешение, в обход Белоруссии, и не получ есть говорить о том, что Россия не пустила французский рейс, [нельзя], пускала. Другие авиакомпании, как мы видим на Flightradar, летают над Белоруссией,но, Россия спокойно их пускает. Почему второе разрешение не дали, я не знаю. Была ли какая-то мотивация или просто технически не успели, но этот рейс принимали, ожидали и были готовы принять.

— Появилоом, что Белоруссия призывает Россию восстановить полноценное авиасообщение.

— Ввиду пандемии полеты между Москвой и Минском тоже были ограничены. Давайте восстановим, возобновим эти частоты полетов. Только вопрос теперь стоит несколько иначе: если из Минска дальше улететь некуда, то зачем тогда лететь в Минск? Можно сколько угодно часто летать туда, но самолеты будут пустые, потому что теперь и в Минск лететь россиянам не особо интересно. Поэтому на уровне призывов все здорово, но экономика диктует другие условия.

Могла ли Россия закрыть доступ всем рейсам, летящим через Белоруссию? Идет классическая игра на повышение, считает политолог Георгий Бовт.

— Как говорится, если уже пошла такая драка, то, в принципе, можно идти до конца. Всякая абсурдная ситуация может быть доведена до полного абсурда, и чем быстрее она будет доведена, тем больше шансов у нее рассосаться. Реакция на то, что сделал Лукашенко, при всей не очень большой адекватности этого действия, тоже неадекватна, и ее можно считать чрезмерной. Лукашенко, может быть, странный человек, но он наш союзник, Белоруссия наш союзник, и мы в такой ситуации должны себя автоматически вести как союзное государство. В данном случае мы показываем, что мы готовы довести ситуацию до полного абсурда, и посмотрим, что из этого будет.

— Но могут же быть еще затронуты интересы пассажиров, среди которых могут оказаться и российские граждане.

— Кто такие пассажиры по сравнению с большой геополитикой? Помните же выражение — «бомбить Воронеж», это сопутствующий ущерб в данном случае. Те же самые пассажиры в будущем могут пострадать гораздо больше, если такие практики войдут в моду. Отчасти я бы согласился с Лавровым в том смысле, что, действительно, закоперщиками всей этой довольно-таки эмоциональной кампании выступают страны Балтии и Польша. С другой стороны, можно было упростить ситуацию с самого начала и не устраивать весь этот цирк с какими-то IP-адресами то ли из Польши, то ли из Швейцарии и сказать, что мы посадили самолет, потому что этот человек у нас в международном розыске — и все, а не крутить и вертеть и придумывать какие-то фантастические теории, над которыми смеется весь мир, включая ХАМАС.

Как утверждают источники РБК, российские власти обсуждают возможность разрешить европейским авиакомпаниям летать в обход Белоруссии, и в ближайшее время российская сторона даст такое разрешение. Согласно этим данным, задержка связана с тем, что потребовалась проработка обновленных маршрутов для авиалайнеров из-за отказа европейских авиакомпаний летать над территорией Белоруссии.

Есть тонкости в законодательстве, которые не позволяют менять маршруты быстро, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «По российскому законодательству точка входа в воздушное пространство России согласуется один раз, когда подается заявка, даются допуски и все остальное. Для регулярных рейсов ее поменять в принципе нельзя, видимо, именно это решение сейчас и будет обсуждаться в Росавиации. Для чартерных рейсов в зависимости от их частоты нужно подавать заявку в срок от пяти дней до двух недель, соответственно, в этом и проблема, то есть нельзя просто так взять и начать облетать Белоруссию. Поэтому это сейчас, видимо, и будут решать, чтобы оперативно пересогласовать эти планы».

Часть пассажиров отмененного рейса Air France прибудут в Москву рейсом «Аэрофлота». Борт будет заменен на более вместительный, сообщил российский перевозчик. Ситуацию комментирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Это, безусловно, политический жест, связанный с категорическим неприятием мер, которые принимает Европейский союз, и неприятием идеи воздушной блокады Белоруссии. Насколько это окажет помощь и поддержку самой Белоруссии, трудно сказать. Вероятно, расчет на то, что хаотизация авиасообщения, которая неизбежно последует за этими мерами, и неизбежные сбои заставят европейцев как-то нажать тормоза и если не отказаться от этих мер, то от них отступить через какое-то время. Пойдут ли европейцы на принцип — это вопрос. С одной стороны, им самим тоже это все дико неудобно, с другой — после таких широковещательных заявлений, после таких жестких оценок действий Белоруссии, вероятно, им надо выдержать характер и сохранить лицо, чтобы показать, что политика ЕС — это не просто болтовня, а консолидированное решение. Но тут классический пример поведения в духе «кто первый моргнет».

В свою очередь «Белавиа» сообщила о вынужденной отмене рейсов еще в восемь стран. Авиавласти Белоруссии 27 мая по видеосвязи станут участниками экстренной встречи в Международной организации гражданской авиации в связи с инцидентом с вынужденной посадкой самолета Ryanair.

Латвия заявила, что не ограничит транзит для авиакомпаний Белоруссии. Правительство Эстонии намерено прервать прямое авиасообщение с Белоруссией с 28 мая. В то же время Brussels Airlines все равно сообщили, что будут летать в Москву и Петербург, минуя белорусское воздушное пространство.

«Аэрофлот» на фоне заявлений Литвы о том, что страна не будет пускать летевшие через Белоруссию самолеты, отменил запланированный на пятницу рейс Москва — Вильнюс. Воздушная блокада Белоруссии коснулась и Калининграда. «Белавиа» отменила полеты туда с 27 мая по 30 октября.

Через Белоруссию в Москву в доковидное время каждый день летали сотни рейсов, отмечает гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. И России ничего бы не стоило разрешить облеты через Латвию, Литву или Украину:

— Уровень неразберихи, который спровоцирован этими безответственными действиями, просто запредельный. Очень плохо, что гражданская авиация, которая всегда обладала иммунитетом к политическим дрязгам, вдруг стала инструментом этих самых дрязг. Нарушаются принципы международного воздушного права.

— Ваши примерные представления, сколько рейсов каждый день прибывало в Москву через территорию Белоруссии, это сотни?

— Это сотни, конечно. В нормальные времена «Аэрофлот» выполнял до 800 рейсов в день, 70% были европейского направления, можете себе представить объем. Там есть еще один хороший коридор, который еще севернее, через Хельсинки, но это был хороший, освоенный коридор, записанный во всех договоренностях.

— Насколько оперативно можно решить вопрос о разрешении прибытия рейсов через Литву, Латвию или Украину?

— Это дело пяти минут, тут никаких проблем. Разрешения выдаются ежечасно и каждый день на разные пролеты, на разные рейсы.

Вместе с тем верховный представитель ЕС Жозеп Боррель сообщил, что против Белоруссии рассматриваются «секторальные экономические санкции» — не только против экспорта калийных удобрений, но и против транзита российского газа через Белоруссию. «Газ, который сейчас поступает в Европу через Белоруссию, может поступать по другому трубопроводу, и страна потеряет плату за транзит, что немаловажно», — отметил Боррель. То, что такие санкции последуют, не исключил и глава МИД ФРГ. Речь, очевидно, идет о газопроводе «Ямал — Европа», и если ЕС попытается трубу перекрыть, пострадает не только Белоруссия. Об альтернативах для российского газа рассуждает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:

Александр Фролов замгендиректора Института национальной энергетики «Ямал — Европа» идет по территории России, Белоруссии, а потом из Белоруссии этот газопровод попадает в Польшу. Если европейские страны вдруг неожиданно решат наложить санкции на газопровод «Ямал — Европа», который не имеет никакого отношения ни к Лукашенко, ни к белорусскому государству и принадлежит «Газпрому», то наказанной в том числе будет и Польша. За что? Мне не очевидно. Российский экспорт от этого в целом может и не пострадать. Есть возможность взять дополнительные мощности у Украины, каковые там наличествуют. Сейчас у «Газпрома» есть обязательства по прокачке примерно 110 млн кубических метров газа в сутки по территории Украины, что приводит к конечной сумме в 40 млрд кубов в год, соответственно, нужно будет нарастить «Газпрому» прокачку через территорию Украины примерно на 90 млрд кубов. В то же время, если подобные санкции будут введены против Белоруссии, это будет дополнительным доводом в пользу строительства и запуска на 100% загрузки «Северного потока — 2».

Новые санкции и уголовные дела после инцидента с Ryanair затрагивают уже не только авиаперевозки. Белоруссию лишили еще одного чемпионата — отменен чемпионат Европы по велотреку, он планировался в Минске 23-27 июня. Причина, как пояснили в оргкомитете, в ограничениях полетов в Белоруссию.

А в самопровозглашенной ЛНР завели уголовное дело на экс-главреда Nexta Романа Протасевича из-за обвинений в участии в боях в Донбассе на стороне Киева. КГБ Белоруссии заявило об участии Протасевича в деятельности батальона «Азов» (организация запрещена в России).