Как гостиницы Владивостока переживают пандемию в преддверии ВЭФ

В преддверии шестого Восточного экономического форума гостиничный рынок Владивостока почувствовал на себе восстановление командировочной активности бизнеса: приток деловых туристов повысил загрузку отелей, хотя в среднем сегменте стоимость проживания все еще на треть ниже докризисной. Туроператоры говорят о восстановлении интереса к поездкам в дальневосточную столицу и со стороны обычных путешественников.

Как гостиницы Владивостока переживают пандемию в преддверии ВЭФ
© Konkurent.ru

Гостиничная отрасль пострадала от пандемии больше других: ограничения на перемещения и резкий спад спроса привели к тому, что по итогам 2020 г. объем рынка услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья в России сократился на рекордные 36,2%. В денежном выражении объем рынка, по оценкам, составил чуть менее 160 млрд руб., столь низких цифр в отрасли не наблюдалось с 2013 г.

Из-за эпидемии коронавируса и введенных антиковидных ограничений в Приморье закрылось не менее 15% гостиниц и ресторанов. В целом туристическая отрасль региона потерпела убытки на сумму 8 млрд руб. (по оценкам за три квартала 2020 г.). Это следствие того, что Приморье лишилось почти миллиона иностранных туристов. Многие места размещения до сих пор «на запоре» и, возможно, не возобновят работу, другие приспособились, в то же время открываются новые заведения.

«Конечно, когда во Владивостоке отсутствуют иностранные туристы, в городе пусто, — говорит менеджер отдела маркетинга отеля «Lotte Владивосток» Евгений Павлов. — У нас иностранцы давали 60–70% загрузки номеров, остальное приходилось на соотечественников. Хотя 2020 г. и был закрытым, российский сегмент сохранился. Нулевая загрузка наблюдалась только сравнительно недолгий период полного локдауна весной. Удивительно, что в августе прошлого года произошел существенный рост. А во время, когда традиционно проходит ВЭФ, загрузка гостиницы составляла 35–37%. В основном, конечно, проживали командированные.

Для сравнения: в 2019 г. и ранее в низкий сезон (с 1 января по 1 апреля) загрузка отеля наблюдалась в районе 65–73%. С 1 апреля по 1 июля — 80%, в высокий сезон, до 1 ноября — 90–100%. В общем, значительного провала мы не наблюдали. Во Владивостоке оживление наблюдается в периоды, когда происходит закрытие кварталов у бизнеса и Москва присылает сюда своих сотрудников для проверки дел.

Так и в нынешнем мае дела идут неплохо, на мой взгляд, это связано именно с большим количеством командированных сюда сотрудников».

Эта тенденция характерна не только для Владивостока, но и других городов ДФО. Руководитель отдела продаж бутик-отеля «Хабаровск Сити» Петр Глазков указывает: «Конечно, прошлый год был сложным для гостиничного бизнеса. Впрочем, мы продолжали работать, принимать гостей, хотя их было минимальное количество. В общем гостиницы категории «4 звезды» продолжали работать. У нас есть свои постоянные гости, которые приезжают в Хабаровск с определенной периодичностью. По количеству проживающих сейчас практически произошел возврат к показателям 2019 г. Прогнозы благоприятные. Заселяются бизнесмены, российские путешественники, в каком-то минимальном количестве — иностранцы. Люди приезжают в командировки, по бизнесу, на мероприятия масштаба города и края. В принципе, закрытия отелей не наблюдается — гостиницы, присутствующие на Booking сейчас, были там и до пандемии. Даже открываются новые».

«Мы открылись в конце прошлого года и чувствуем себя довольно неплохо, — говорит руководитель бизнес-отеля Nine Надежда Пилипенко. — Заполняемость порядка 80%. Стоит учитывать, что расположены мы в центре Владивостока, номеров всего девять, а стоимость апартаментов — выше средней по рынку».

«Гости постепенно возвращаются, в основном это российский туризм, бизнес-туризм, стали проводиться мероприятия, — говорит представитель ДВ филиала Российской гостиничной ассоциации, операционный директор УК «Экватор» Екатерина Колитенко. — Стоит учитывать, что иностранные гости поднимали средний чек во Владивостоке, но о них пока говорить не приходится».

Притом что в последние месяцы удавалось достигнуть загрузки гостиниц практически на уровне 2019 г., средний чек по Владивостоку упал больше чем на 2 тыс. руб. Гостиницы снижали стоимость проживания, что связано как с конкуренцией на рынке, так и более низкой платежеспособностью компаний и населения, которые нацелены на более привлекательные предложения. Сегодня в России удержать стоимость возможно лишь таким направлениям, которые интересны для массового туриста, например, Сочи или Золотое кольцо. Регионы Дальнего Востока к таковым не относятся.

«Все отели себя чувствуют себя очень по-разному. В Приморье, если помните, в прошлом году были закрыты гостиницы полностью, мы не принимали даже командированных — в то время коллеги из центральных регионов с ними работали», — говорит Колитенко.

Как указывает эксперт, практически у всех предприятий были кредитные нагрузки, к тому же в период ограничений продолжался отопительный сезон. Трудности испытывали разные участники, крупные и малые, каждый по-своему. Выход из сложной экономической ситуации также различался. Некоторые хостелы смогли переориентироваться на гостей, которые решили пережить в Приморье самоизоляцию. Другие стали принимать командированных, которые не хотели оставаться в гостиницах. Конечно, некоторые отели не выдержали нагрузки и закрылись. Но большинство все-таки выжило.

«Государство оказало определенную поддержку гостиничному бизнесу: субсидии, налоговые каникулы и так далее, — считает Колитенко. — Для тех, кто смог воспользоваться преференциями, это сыграло свою положительную роль. Ряд гостиниц использовал время кризиса для подготовки к прохождению национальной системы классификации, улучшения сервиса, ремонта. Так или иначе, новые требования по соблюдению стандартов прочувствовали на себе все средства размещения, что в целом положительно сказалось на сервисе».