Отпуск 2021: Москва заставит Сочи и Крым "не наглеть"

В России могут ввести государственное регулирование цен. Такое предложение содержится в письме направленном в адрес премьер-министра Михаила Мишустина директором Института социальных исследований и развития гражданских инициатив (ИСИРГИ) Максимом Петуниным.

Отпуск 2021: Москва заставит Сочи и Крым "не наглеть"
© Свободная пресса

«Прошу Вас рассмотреть вопрос о введении ежегодного госрегулирования цен на услуги гостиниц в Краснодарском крае, Республике Крым и других курортных зонах страны в период с 1 мая по 31 сентября с установлением предельных, максимально допустимых цен на гостиничные номера в зависимости от их категории», - цитирует документ РИА «Новости». Также цены предлагается ежегодно корректировать с учетом инфляции.

Автор письма, со ссылкой на СМИ, отмечает, что отмена авиаперелетов в Турцию привела к тому, что туристический поток переориентировался на черноморские курорты РФ. В результате чего, цены на размещение там резко выросли. В отдельных случаях рост составил до 100%.

«Тысячи российских семей, в том числе с детьми, которые еще недавно планировали провести свой летний отпуск на Черном море в России, могут отказаться от своих планов, в первую очередь, из-за резко возросшей финансовой нагрузки», - сетует Петунин.

Он напомнил, что государство уже вмешивалось в механизм ценообразования в гостиничном секторе: на период Олимпиады в Сочи в 2014 году и во время ЧМ-2018 по футболу. А также в 2020-м в Петербурге, где должен был пройти ЧЕ-2020 по футболу.

Помимо правительства, письмо направлено спикерам Совфеда и Госдумы РФ Валентине Матвиенко и Вячеславу Володину. Им предложено выступить с соответствующей законодательной инициативой. Ранее Матвиенко выражала возмущение необоснованным завышением цены в отелях юга России.

Впрочем, генеральный директор Туристской ассоциации регионов России Светлана Ануфриенко не приветствует госрегулирование в отрасли.

- Я всегда за то, чтобы рынок все-таки переболел всеми своими болезнями. Спрос и предложение все равно друг друга уравновесят. Сейчас мы и так наблюдаем все более усиливающееся вторжение государства в экономические процессы. Речь уже идет не только о сахаре, но и о гостиничных номерах. Недавно Матвиенко предложила указывать на товарах цену производителя и продавца. Зачем? Я не сторонник такого подхода. А то одной рукой помогаем бизнесу, другой — вот этим регулированием его убиваем.

«СП»: - Но ведь это уже делали во время Олимпиады-2014 и ЧМ-2018 по футболу...

- То были особые истории. Это массовые мероприятия, носившие международный характер. Существует международная практика проведения таких событий, примерно известен ожидаемый поток гостей. Сравнивать эти ситуации нельзя. Там была задача провести мероприятие наилучшим образом с точки зрения государства, направив рынок в определенное русло, упорядочив его.

Сейчас мы наблюдаем беспрецедентную ситуацию. Мы пытались проанализировать рынок, выработать какую-то закономерность - не получается. Рынок идет вразнос. Конечно, цены завышаются, практически некуда ехать, покупают даже то, что в разы не соответствует цене. В таких условиях я не исключаю, что государство в виде эксперимента может ввести госрегулирование цен на сезон в двух южных регионах.

Председатель Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Борис Зелинский рассчитывает, что государство даст отельерам заработать на модернизацию номерных фондов.

- Резкий рост цен касается далеко не всех объектов размещения. У некоторых цена увеличилась в пределах инфляции — на 5-7% по сравнению с прошлым годом.

Также нужно учитывать «динамическое ценообразование»: чем меньше номеров остается в отеле, тем выше цена. Отель может продать 80% номеров по относительно невысокой цене и потом только поднимает цену. Не надо судить по этим последним, «горячим» номерам. Никто же не предлагает ограничить стоимость авиаперелета. Хочешь дешевле — бери билет заранее. Так устроены продажи.

Также и с отелями. Два-три месяца назад, когда заграница была уже закрыта, цены на номера были ниже. Пожалуйста, покупай. Их и скупили. Дело в том, что все научились рано покупать авиаперелет, когда он становится доступным. Тогда сразу же выкупают и номера. А ведь сколько было номеров по спецпредложениям, с дисконтам! Почему об этом молчат?

«СП»: - На какие цели пойдут дополнительные доходы, у кого они будут?

- У объектов размещения основная проблема — реновация: обновление номерных фондов, реконструкция. Потому что в течение короткого сезона зачастую нет возможности заработать достаточно денег, чтобы провести качественные улучшения. Ситуация, которая сейчас сложилась на рынке позволит объектам работать дольше, чем традиционные 3-4 месяца — хотя бы до полугода. Кроме того, с ростом спроса вырастет цена.

Все это позволит объектам сделать финансовый запас, чтобы решить многолетние проблемы. Это выход, не надо загонять объекты в рамки, которые их ограничат, а потом они не смогут нормально функционировать. У нас острая нехватка качественного номерного фонда (3-5 звезд). В том числе по этой причине высокие цены. Чем быстрее объекты проведут реконструкцию, реновацию, тем больше будет качественных номеров, тем выше конкуренция, тем ниже будут цены.

«СП»: - Не получится ли так, что некоторые жадные отельеры вместо реновации начнут складывать дополнительные доходы «под матрас»? Заработать сейчас, пока есть возможность, а там хоть трава не расти...

- Реновация для отельеров — жизненная необходимость. Требования к отелям со стороны госслужб ужесточаются. Нужна пожарная сигнализация, экономичная система энергопотребления, кондиционеры, современная мебель, иначе люди не поедут. Однажды сделанные вложения требуют реновации. Например, построив бассейн, нужно поддерживать его в хорошем состоянии. Плюс реновация позволяет обосновано повысить ценник и зарабатывать больше.

Вообще, наши отельеры не жируют. Это в Турции сезон 9 месяцев. У нас сложнее. Приходится весь год содержать персонал, пусть и не весь. К тому же в прошлом году из-за пандемии многие получили убытки. Так что если кто-то получит в этом году бонус, потратит его на дело. Хорошо бы еще государство развернулось в сторону отельеров. Им нужны льготные налоги, льготные кредиты. Не надо разорять отели. Будет больше отелей, цены будут ниже.

О том, насколько проблема роста цен актуальна для полуострова, нам рассказал председатель общественной организации «Курортный Крым» Александр Бурдонов.

- Государство у нас регулирует цены на социально значимые продукты и услуги. Сейчас со стороны государства можно допустить целесообразность регулирования цен на гостиничные номера, потому что они включили режим кешбэка. Возврат туристам части средств от цены путевки повышает их платежеспособность на 20%. Соответственно, у отельеров возникает искушение поднять цену на эти 20%. Но это в теории. На практике многие жалуются на увеличение цен на гостиницы, но при этом конкретный объект никто не указывает. Получается, в медиа гонят «чернуху».

Я веду мониторинг крымских цен с 1990-х годов. Сейчас наша организация на своем портале проверяет 4 тысячи объектов на соответствие цен условиям проживания. Выведена специальная формула. Учитывается удаленность от моря, тип, размер и качество жилья, звездность, уровень сервиса, инфраструктура, безопасность и т. п. И картина получается такая: 80% цен совпадает с расчетной по качеству. Причем за 20 лет мониторинга от сезона к сезону в долларовом выражении большая часть цен не меняется. Так было и при Украине, и сейчас в России.

Если цена превышает расчетную на сумму до 5%, мы ставим оценку «хорошо», до 20% — «удовлетварительно». Потому что такой рост цены, тем более в пик сезона, турист принимает. А вот в случае превышения больше чем на 20% возникает психологический клинч. Таких отелей 15%. Еще 5% ставят цену ниже нашей расчетной. Как правило, это мини-отели, которые имеют прикормленную аудиторию в течении многих лет и не хотят ее терять. За счет снижения цены они продлевают сезон. Им так выгоднее.

Вообще, подобный алгоритм приведения цены в соответствие с качеством имеет смысл использовать для оценки по всей России. Может, этим заинтересуется недавно созданная Национальная корпорация развития туризма РФ?