Уникальное место в Санкт-Петербурге: история Охтинского мыса и крепости Ниеншанц

Санкт-Петербург богат уникальными памятниками и этим притягивает тысячи туристов. Однако за списком классических достопримечательностей города прячется поистине уникальный, но незаслуженно забытый объект – шестислойный исторический памятник на Охтинском мысе.

Уникальное место в Санкт-Петербурге: история Охтинского мыса и крепости Ниеншанц
© Слово и Дело

О том, что на Охтинском мысу находится шведская крепость Ниеншанц историки знали давно, ведь она задокументирована на картах петровской эпохи, когда Санкт-Петербург начинали строить. Но только в 2006 году, когда на Охтинском мысу проводились обязательные охранно-спасательные археологические работы перед строительством «Охта-центр», археологам открылась сенсация.

Оказалось, что под фундаментом советского Петрозавода скрывался «слоеный пирог» из древних поселений и фортификационных сооружений. Первые следы человеческой деятельности на этом месте относятся к эпохе позднего неолита – когда еще не существовало Невы. Это единственное подобное сооружение в Северо-Западном регионе России.

Первое неолитическое поселение

Это – первый слой памятника на Охтинском мысе. На небольшом участке суши находится крупнейшая на северо-западе России неолитическая стоянка людей, где активно жили древние поселенцы на протяжении двух тысяч лет. А пришли люди на это место более пяти тысяч лет назад.

Эти места выглядели совершенно по-другому, ведь тогда еще в помине не было реки Нева. За тысячелетия влажный грунт аккуратно законсервировал постройки человека, утварь, украшения и даже человеческие кости. Влага и температурный режим полностью защитили все предметы от гниения. Современным ученым открылся настоящий подарок, ведь теперь можно было изучить, чем жили древние люди, какие строили дома и чем питались.

В Западной Европе есть несколько подобных исторических памятников. Все они аккуратно охраняются и защищаются ученым сообществом и государством. Наш памятник, в свою очередь, вскрытый из-под консервационных условий, неумолимо погибает под влиянием воздуха, дождя и ветра.

Ландскрона

В XIV веке на Охтинском мысе, прямо на месте старого поселения, была простроена шведская крепость Ландскрона. Это событие упоминается в Новгородской летописи. Простояла она недолго – всего год, после чего она была штурмом взята русскими войсками. Современные ученые обнаружили следы штурма и боя – наконечники копий, стрелы от арбалетов, обгоревшие стены. С фортификационной точки зрения Ландскрона является памятником архитектуры, уникальным для всей Северной Европы.

Крепость Ниеншанц

Эта крепость была основана на Охтинском мысу по приказу шведского короля Карла IX в 1611 году. Через год напротив крепости был основан торговый город Ниен. А сама крепость во второй половине XVII века была перестроена и получила форму пятиконечной звезды.

С тех пор памятник сохранил бастионы, рвы, валы, потайной ход, лестницы, жилая застройка, колодец, опоры моста. Помимо этого, была найдена бытовая утварь – одежда, обувь, печные изразцы, монеты, курительные трубки.

Что сегодня на Охтинском мысе?

Это только некоторые из уникальных памятников на Охтинском мысе. Вскрытые построения без правильной музеефикации неизбежно исчезают под влиянием климата. Открытое уникальное место должно быть аккуратно сохранено для будущих поколений. Однако сегодня памятник находится в частной собственности, а буквально на памятнике планируется постройка общественно-делового пространства – бизнес-центр и жилой комплекс.

Неравнодушные петербуржцы стараются сохранить этот уникальный участок суши. Историк Евгений Гурьев в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, почему нужно спасти этот памятник.

«Ниеншанц и весь Охтинский мыс является историческим, научно-доказанным уникальным памятником человеческой материальной культуры, где есть не один слой жизнедеятельности человека. Начиная с эпохи неолита, то есть эпохи каменного века и вплоть до времен, предшествовавших непосредственно созданию Петербурга. Это действительно уникальный многослойный памятник, который насчитывает как минимум 5 археологических слоев. Каждый из них — уникален и нуждается в сохранении, музеефикации. Было бы крайне обидно для исторической науки и наследия потерять этот памятник или лишиться к нему доступа. Частное владение есть частное владение. На этом месте можно сделать уникальный исторический музей, который многое бы рассказал об истории нашего города. Некоторые, ведь, предполагают, что до Петербурга на этом месте ничего в принципе не было, хотя это совсем не так».

Окончательная судьба Охтинского мыса еще не решена. Остается надеяться, что застройщик с уважением отнесется к памятнику истории и сохранит его для будущих поколений.