Войти в почту

За крах финансовой пирамиды «ВИМ-Авиа» ответят наемные сотрудники. Остальные сбежали

Внимание специалистов на минувшей неделе привлекла новость о судебном разбирательстве вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая разорилась без малого 4 года назад, не выполнив обязательств на сумму 1,3 млрд рублей. 4 мая в рамках уголовного дела гособвинитель запросил для генерального директора Александра Кочнева 10 лет колонии. Главному бухгалтеру, Екатерине Пантелеевой, грозит 9 лет. Их обвиняют в мошенничестве с кредитами и незаконном выводе валюты за рубеж.

За крах финансовой пирамиды «ВИМ-Авиа» ответят наемные сотрудники. Остальные сбежали
© TourDom

При этом еще три основных действующих лица перевозчика – вице-президент Алевтина Калашникова и владельцы, супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы – находятся в розыске.

Схема «ВИМ-Авиа»

Следствие считает, что деятельность «ВИМ-Авиа» строилась по принципу финансовой пирамиды. В вину руководству вменяют фальсификацию отчетности ради получения кредитов, которые впоследствии выводились за рубеж по фиктивным контрактам. Например, в 2016 году таким образом была похищена часть кредита в 1,6 млрд рублей, оформленного в Абсолют Банке для покупки авиадвигателей. Денег ему так и не вернули, при этом более 9 млн долларов по фиктивным договорам купли-продажи авиационной техники было переведено на счета ирландской компании, аффилированной с супругами Мурсекаевыми. В итоге средства оказались на счете в одном из люксембургских банков, выяснил «Коммерсантъ». Кроме того, топ-менеджеры закупали топливо для авиакомпании по завышенным ценам у подконтрольных фирм и «уклонялись от выполнения обязательств» перед контрагентами, что привело к ущербу в размере 674,5 млн рублей.

Лица де-юре и де-факто

Несмотря на все эти доводы, а также многочисленные кризисы, сопровождавшие работу «ВИМ-Авиа» на протяжении ее 15-летней истории, в сфере туризма воспринимают крах авиакомпании с сожалением. Наиболее популярна точка зрения, что при желании ее можно было бы спасти, сменив управление, дав возможность перекредитоваться и выполнить обязательства. «Посадить надо тех, кто искусственно подвел авиакомпанию к банкротству. Люди потеряли работу, пассажиры остались без экономичного авиаперевозчика, который активно использовался туроператорами в качестве организации чартерной перевозки», – написал один из участников группы «Трэвел Президиум». «Нормальная была авиакомпания», – соглашаются коллеги.

Эксперты туристического рынка обращают внимание, что под следствием оказались должностные лица компании, которые имели лишь формальное отношение к бизнесу. «Де-юре, они, конечно, несут ответственность, но все решения в авиакомпании принимал г-н Мурсекаев (владел лишь 1% в ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа», остальные 99% принадлежали супруге. – Ред.). В последний год, когда у авиакомпании уже накопилось много проблем, было сложно выстраивать логистику, нам приходилось часто там бывать. Генерального директора мы в глаза не видели. Это просто подставное лицо», – сообщил TourDom.ru на условиях анонимности топ-менеджер одной из компаний. Известно, что в сентябре 2017 года Рашид Мурсекаев покинул Россию. По данным нашего источника, после краха «ВИМ-Авиа» Рашида Мурсекаева неоднократно видели в Лондоне и «выглядел он хорошо». На родине он был заочно арестован в том же 2017 году. Такое же решение 27 ноября 2020 года вынесено в отношении Светланы Мурсекаевой.

Перспектива суда над «крайними»

Оглашение приговора по делу экс-генерального директора и главного бухгалтера «ВИМ-Авиа» ожидается 26 мая. Нетрудно догадаться, каким он будет, так как в истории российского турбизнеса есть и другие примеры, когда ответственность в рамках уголовного дела несли номинальные, а не реальные руководители. Не далее как в марте 2021 года были осуждены за мошенничество линейные руководители центра бронирования Polar Tour, получившие от 3 до 6 лет лишения свободы. При этом Тамер Озсой, которого считают владельцем, находится за границей.

Должности гендиректора и главбуха связаны с повышенными рисками. Туризм и авиация – не исключение. И если собственник может найти выход, пользуясь вырученными из бизнеса средствами, то сотрудникам, работавшим за зарплату, денег и связей на то, чтобы «решить вопрос», не хватает.

Напомним, «ВИМ-Авиа» была создана известным летчиком Виктором Ивановичем Меркуловым в 2002 году, первая часть ее названия – начальные буквы его имени. Спустя 2 года авиакомпанию выкупила семья Рашида Мурсекаева. Новый менеджмент сделал ставку на сотрудничество с туристическими компаниями, которым предлагалось выкупать борта под программы перелетов. После того как в 2015 году рынок покинул крупнейший конкурент в лице «Трансаэро», «ВИМ-Авиа» попыталась занять ее место, резко нарастила объем перевозки, но выполнить многократно возросшие обязательства перед пассажирами и заказчиками рейсов не удалось. Заявление о банкротстве было принято к рассмотрению в ноябре 2017 года.