«Не повышать цены во имя внутреннего туризма»

Российские отели и туроператоры получили от регулятора отрасли письмо «О намеренном завышении цен» с просьбой в обмен на заботу со стороны государства (программа кешбэка) проявить «социальную ответственность в вопросах ценовой политики». Мыслями по этому поводу поделилась предприниматель Екатерина Тропова.

В начале было слово

Сыр-бор начался с публикаций в СМИ, например в Ленте.ру, что крымские отели «массово» отменяют сделанные заранее бронирования с целью перепродать номера по более высоким ценам на фоне растущего спроса. Однако опрос участников рынка не помог найти документальных подтверждений или иных очевидных свидетельств действительно масштабной трагедии. Специалисты отмечают, что единичные случаи отмены бронирований действительно бывали, но даже если ориентироваться на цифры, приведенные в СМИ, то на фоне общего объема проданных путевок они не превышают статистической погрешности.

Более того, если приглядеться, то ньюсмейкером в переполошивших рынок публикациях выступил сервис бронирования отелей Tvil.ru со своими данными. Он работает в том числе с «частным сектором» и мини-отелями. При этом опубликованная статистика произвела удивительный эффект: каждый как бы в курсе, что отели и туроператоры в шокирующих объемах перепродают свои услуги по завышенным ценам, нарушая прежние договоренности, но конкретного примера никто из сердитых собеседников привести не может.

Хотя, впрочем, и уровень «неисполнения обязательств» тоже необходимо прежде верифицировать, поскольку в российских отелях распространена практика резервирования номеров на основе устной договоренности между менеджментом гостиницы и туроператора. Конечно, нарушая такую договоренность, стороны рискуют собственным имиджем и будущим этого партнерства, но в атмосфере здоровой экономики это не имеет ни малейшего отношения к государству.

Документ о двух концах

В документе же Ростуризма говорится, что ведомство получило «целый ряд» жалоб на «необоснованный рост цен» на гостиничные услуги и недобросовестное поведение участников рынка. Поэтому, с одной стороны, таковое письмо – довольно закономерная реакция. С другой стороны, сам текст содержит определенные элементы манипуляции и адресован некоему «списку» туроператоров и отелей, в том числе никак не относящихся к «оскандалившемуся» региону и, вероятно, не замеченных ни в каком «преднамеренном завышении» цен.

Не отрицая, что государство обязано контролировать соблюдение уже достигнутых договоренностей хозяйствующими субъектами, в том числе в туристической отрасли, само по себе понятие «необоснованного завышения цен» невольно отсылает нас к самым основам экономической теории и порождает вопрос, кто и кому, собственно говоря, должен «обосновывать» повышение цен на свободном нынче высококонкурентном рынке? Тем более что в документе подчеркивается, что, согласно действующему законодательству, государственное регулирование цен на туроператорские и гостиничные услуги в стране по-прежнему отсутствует.

Кому должен туристический бизнес?

Если односторонние нарушения условий, оговоренных партнерами при подписании юридически значимых документов, действительно имели место, если таковые на самом деле содержат признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, то подобные проявления, вне всякого сомнения, должны иметь последствия в рамках правового поля. Но обобщенные напоминания о некой «социальной ответственности» бизнеса – это, мягко говоря, несерьезно, поскольку оная всё-таки остается на совести предпринимателей, и по факту никакого долженствования на этот счет для игроков рынка быть не может. Ни один отель или туроператор «по умолчанию» не обязан экономить бюджет туриста за счет собственной прибыли.

Долженствование может возникать, но в том случае, когда государство на определенных условиях покрывает часть расходов бизнеса. Как, например, в случае с субсидированием заведомо убыточных, но значимых для государства авиаперевозок на местных авиалиниях. Авиакомпании, отобранные на конкурсной основе, рассчитывают и защищают перед государством экономически обоснованные тарифы. При этом билеты продаются по низким, «социальным» тарифам, доступным для пассажиров. Разницу между экономически обоснованным и социальным тарифом государство возвращает авиакомпании в виде субсидии.

Мы вам кешбэк, а вы нам что?

«В настоящее время реализуется целый ряд мер государственной поддержки, направленных на обеспечение доступности внутренних туристических направлений для граждан Российской Федерации, и снижение стоимости путешествий (включая “туристический кешбэк”). В этих условиях социальная ответственность бизнеса в вопросах ценовой политики играет ключевую роль», – говорится в письме Ростуризма. Однако кешбэк не является мерой прямой поддержки – экономия возникает у туриста, не у туроператора или отеля. Не говоря уже о том, что «на входе» бизнесу не было предъявлено требований «заморозить» цены в случае участия в программе кешбэка.

Понятно недовольство партнерами по отношению друг к другу, если одна из сторон просто отказывается выполнять взятые на себя обязательства. Но общее негодование вида «а почему так дорого?» остается просто словами, особенно если учесть, что на фоне закрытых границ отели Черноморского побережья России раскуплены на всё лето вперед. И нужно совсем не любить экономику и свободный рынок, чтобы желание собственников частного бизнеса компенсировать потери прошлого года называть «необоснованным». Напротив, несколько странно будет, если бизнес вдруг начнет продавать по рублю то, что может продать по сто.

Работать за идею

Ростуризм со своей стороны предлагает не повышать цены «во имя развития внутреннего туризма». Что во имя этой светлой идеи все остальные стороны должны туристическому бизнесу, умалчивается.

И уж точно никак нельзя заподозрить, что на рынке внутреннего туризма нет проблем, достойных внимания регулятора. Скорее, наоборот, довольно сложно найти в этой системе тот процесс, который работает бесперебойно. Проблемы везде, начиная от отсутствия инфраструктуры и заканчивая полным и безапелляционным пренебрежением к законодательству со стороны большого количества поставщиков туристических услуг. И, опять же, пока официальные объекты размещения и лицензированные туроператоры выслушивают упреки от Ростуризма, работающие «в черную» нелегалы всех сортов спокойно могут действовать по законам рынка, поскольку они, например, вообще не отель, поэтому и претензии к ним как бы не относятся.