За полярным кругом: на Северный полюс могут начать летать через Таймыр

Таймыр может стать пересадочным узлом для путешественников, которые отправляются на Северный полюс. Проект сейчас прорабатывает Русское географическое общество. Первые полеты запланированы уже на 2022 год. Туристические перспективы оценил автор и ведущий программы «В гостях у цифры» на телеканале «МИР 24» Денис Терехов.

Дудинский морской порт каждую весну затапливается. И так происходит каждый год. Вода крушит что-то, приносит песок. Потом она сходит и люди, выдохнув, начинают все заново восстанавливать. И так за годом год. Это уже просто технологический процесс. Енисей в переводе с эвенкского – «большая вода». С большой водой разве договоришься. Ее нужно просто чувствовать.

Уникальность Дудинского порта еще и в том, что он одновременно и речной, и морской. Летом – это главная логистическая артерия между столицей Таймыра – Дудинкой и отдаленными северными поселками. Зимой – это один из ключевых хабов на Северном морском пути.

Наша экспедиция прибывает в порт календарной весной, больше похожей на суровую российскую зиму: на улице – минус 27 и ветер – 15 метров в секунду. В начале календарного лета, которое тут на Таймыре начинает напоминать весну, все что можно разобрать – разберут и перенесут повыше, чтобы не смыло половодье.

Ледокол «Завенягин» поступил сюда на службу в 1984 году. Он назван в честь знаменитого советского наркома Авраамия Павловича Завенягина, построившего за полярным кругом никелевый комбинат. Речной ледокол, как заботливый хозяин, помогает своим старшим братьям – огромным атомаходам работать в порту.

– Да тут Вайгач, Таймыр под погрузкой сейчас в порту стоят. Разные суда заходят, – рассказывает старший помощник капитана ледокола «Авраамий Завенягин» Виктор Лещенко.

– А как Вы понимаете, какая толщина льда?

– Да порой проще рыбакам позвонить. Ребята, какая там толщина? – уточняет Лещенко.

Еще одни портовые трудяги – краны. Их тут несколько десятков. Самые современные могут за один раз разгрузить 100-тонный вагон. Старички справляются за два-три раза. Среди крановщиков в Дудинском порту уже нет представительниц прекрасного пола. Еще лет десять назад профессия крановщика считалась чуть ли не женской. Может, поэтому и нет романтики в этих суровых металлических джунглях.

«У нас краны не называют, у них только хозяйственные номера… Ну, может потом назовем», – говорит бригадир комплексной бригады Дудинского морского порта Петр Хаджаев.

Но один кран все-таки имеет название и известен на весь Таймыр. Это – Жираф. Отслужившую свой век махину не стали распиливать на металлолом, а раскрасили в яркие краски и превратили в арт-объект. Вообще, в Дудинском морском порту о людях думают не меньше, если не больше, чем о грузах.

«Первая сводка, которая ложится мне на стол, это количество вакцинированных. Тут их у нас, кто поставил первый укол, 50%, второй – 36%», – отмечает директор Дудинского морского порта Алексей Новаков.

Северный морской путь можно смело сравнивать с Суэцким или Панамским каналами. Он соединяет запад с востоком и считается новым перспективным транспортным коридором между Азией и Европой. Нашим стратегическим арктическим ресурсом. Дудинский морской порт – сторожевая крепость. Он – как Москва – никогда не спит. И – как белый медведь – никогда не замерзает.