Россия ратифицирует протокол о расширении юрисдикции над авиадебоширами

Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект (№ 1153919-7) о присоединении страны к протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту самолётов.

Россия ратифицирует протокол о расширении юрисдикции над авиадебоширами
© Парламентская газета

Конвенция была подписана в 1963 году. Она признаёт преступлениями в том числе действия, которые могут угрожать или угрожают безопасности гражданского самолёта либо находящихся на его борту лиц или имущества. 

Согласно Конвенции, преступления, совершённые на борту самолётов, находятся в юрисдикции стран, где зарегистрированы воздушные судна (государства регистрации). Протокол к ней устанавливает, что они также будут находиться в юрисдикции стран, где садится самолёт, а также где зарегистрирована сама авиакомпания. Таким образом, большее число государств смогут судить авиадебоширов.

«Вводимые протоколом основания для установления государствами своей юрисдикции не подразумевают обязанности безоговорочно уступать юрисдикцию в отношении своего гражданина другому государству», — уточняется в пояснительной записке к проекту. 

Определяются особенности взаимодействия командира самолёта с компетентными органами договаривающихся стран. Так, после посадки воздушного судна он может передать стране пассажира, «в отношении которого имеются достаточные основания полагать», что он совершил преступление на борту. При этом по возможности командиру нужно в кратчайшие сроки предупредить ведомства о таком намерении. 

Протокол также уточняет виды запрещённого на борту самолёта поведения, к которому отнесены нападение на члена экипажа или угроза его нападения, а также отказ следовать законным указаниям, полученным от командира самолёта. 

В России 2017 году ввели уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на транспорте (ст. 213 и 267.1 Уголовного кодекса). Максимальные санкции этих статей предусматривают пять лет лишения свободы. С июня 2018 года авиаперевозчики ведут свои чёрные списки пассажиров.