Отдых в России получил удар по репутации из-за запрета на Турцию

Известие о прекращении туробмена с Турцией до 1 июня шокировало турбизнес и туристов.

Напряжение подогревает неопределенность дедлайна закрытия этого популярного направления семейного отдыха. Интернет взрывается от недовольства. Негодуют не только те, кто купил туры в Турцию, но и туристы, намеревавшиеся отдохнуть в других местах – цены взлетели везде, особенно в российских гостиницах, на это обратили внимание даже парламентарии в лице Валентины Матвиенко.

Общественность ранее сдержанно комментировала уровень инфраструктуры в Краснодарском крае и Крыму. Теперь же «глубинный народ» нецензурно бичует чиновников, открыто и зло критикует курорты.

Профессионалы турбизнеса разводят руками: в большинстве случаев они не могут найти для туристов достойную альтернативу турецкому пляжному отдыху в родном отечестве. Турагент Наталья Беляева делится с коллегами в группе Фейсбука «Трэвел Президиум»: «Цены в Сочи – космос, конечно, те, кто был за пределами РФ, сравнивают и отказываются ехать. Во многих отелях номерной фонд не реновировался почти полвека».

Один из крупных туроператоров признался, что для него надежнее подбирать замену вынужденно отмененным турам на международных направлениях. И даже если большие бренды выездного туризма заявляют о том, что готовы предоставить альтернативу на Кубани, это не более чем маневр – на запрос туриста приходит отказ, потом еще отказ, потом еще. Далее у клиента обычно не выдерживают нервы, и он выбирает неудобные для себя варианты. Недовольны и расстроены все: турист, турагент, туроператор. Сильные позиции на российском юге имеют только две крупные компании – Библио-Глобус и АЛЕАН. Но первая еще не развернула свои региональные программы по Турции, поэтому у нее в сравнении с конкурентами не так много туристов, туры которых нужно переносить. АЛЕАН и вовсе работает только по России.

О том, что среднестатистические российские отели хамят партнерам из турбизнеса, известно давно, но после лета 2000 года это приобрело невиданный масштаб. Теперь даже «Домик у Ашота» воротит нос от посредников, каковыми считают на нашем юге туроператоров и турагентов. Неслучайно «Пегас туристик» отказался от работы с гостиницей «Аквалоо» в Сочи. Представители компании дипломатично не комментируют детали конфликта, но местные специалисты уверены – дело именно в недоговороспособности отельера.

Майя Котляр, турагент из Москвы, пишет на своей странице в Фейсбуке: «Мы имеем Сочи и Крым, где на майские и лето распродано 70% номеров. Спрос беспрецедентный. А цены на пятерку, соизмеримую с турецким качеством, – на неделю от 200–250 тыс. за номер. То есть две недели – 500 тыс. Найти такой номер тоже квест. Конечно, мы имеем очень хорошие контракты, но это не панацея, когда отелей не хватает на всех».

Негатив из-за закрытия Турции и отсутствия доступных альтернатив в России, несомненно, ударил по имиджу отечественных курортов и тех предпринимателей, которые честно стараются наладить сервис и предлагают качественные услуги.

Алексей Кожевников, вице-президент «Опоры России», считает, что проблема, с которой столкнулись потребители и турбизнес, наболевшая и возникла не сейчас. «Связана она с управлением туристической отраслью, ей необходим комплексный ряд законодательных мер как регулирования, так и поощрения и создания благоприятных условий для инвестиций и развития туризма. К примеру, в Турции в 1981 году был принят закон о поощрении туризма. Итог внедрения этого закона в том, что страна в настоящее время имеет один из самых конкурентоспособных турпродуктов в мире и входит в топ-5 стран – лидеров туризма, а российский турпродукт в действующих условиях развития бизнеса даже близко не способен конкурировать с ними. Какие меры были ими приняты: это помощь для инвестора и предпринимателя, начиная от создания благоприятных инвестиционных условий и налогообложения, политики повышения престижа отрасли и привлечения кадров и заканчивая банальным субсидированием подогрева бассейнов вне туристического сезона со стороны государства.

У нас пока на государственном уровне этого нет, к сожалению, как и полноценного диалога с туристической отраслью. Кнут есть, а пряников нет. К тому же у нас сохраняется большая доля нелегального сектора. Поэтому соотношение «цена – качество» такое. Есть, конечно, и те, кто явно завышает цены на свои услуги, но выдержат ли они конкурентную борьбу, когда откроют границы, это большой вопрос, который будет решен явно не в их пользу», – говорит Алексей Кожевников.

Роман Еремян, директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, со своей стороны отмечает: «Разрыв в цене и качестве между российским и зарубежным предложением аукнется нам после окончания пандемии. После того как в 2021 году цены на курортах поднялись на 30–35% к 2020 году, россиян будет сложно переубедить в том, что "дома лучше"». Он также уверен, что топорные решения «закроем границы, и внутренний туризм расцветет» не работают.

Инфраструктура туризма не строится за год и даже за два года, а ни один инвестор не станет строить в расчете на «спрос закрытых границ», потому что сегодня они закрыты, завтра открыты, а при открытых границах в нашей налоговой и кредитной системе любые попытки строить что-то сравнимое с зарубежными популярными конкурентами в России заведомо приводит к убыткам. Без изменения регуляторики инвестрежимов никакие нацпроекты и субсидии тут не помогут.