Не стоит драматизировать: на сколько подорожают авиабилеты

Цифры выглядят крайне неприятно, но я бы не стал драматизировать ситуацию. Начнем с того, что определить средний авиационный тариф крайне сложно. Дело в том, что цена билета в зависимости от глубины продаж может очень сильно меняться. То, что сейчас стоит три тысячи, перед вылетом может стоить вдвое дороже, потому что авиакомпании невыгоден полупустой салон.

Не стоит драматизировать: на сколько подорожают авиабилеты
© Вечерняя Москва

Второй важный момент: наряду с некоторым повышением цен (а оно всегда наблюдается ближе к лету и в сам сезон) есть и дисконт на отдельных направлениях. Я своими глазами видел предложение: билет из Москвы в Екатеринбург стоил меньше двух тысяч рублей. Третий момент: никто не отменял конкуренцию. На популярных направлениях она очень высокая. Так, скажем, в Новосибирск летают сразу несколько авиакомпаний, и почти всегда кто-то предлагает существенный дисконт.

В итоге пассажиры из соседних городов, скажем, Томска, Кемерова, Барнаула, Новокузнецка, могут брать дешевые билеты до Новосибирска, а оттуда добираются до своего города на автобусе, который часто ходит прямо из аэропорта. И выходит намного дешевле, чем лететь непосредственно в свой город. Хотя, конечно, это менее удобно.

Еще один важный фактор — РЖД. Как показывает практика, на расстоянии до 1,5–2 тысяч километров поезда составляют конкуренцию авиации. И на российский юг — а это самое популярное летнее направление — многие, например, из Москвы, добираются на поезде. Авиаторы, возможно, и хотели бы задрать цены, но не могут, потому что у пассажиров есть альтернатива.

Сейчас широко обсуждается версия о том, что якобы авиакомпании из-за пандемии в кризисном состоянии и, чтобы выжить, будут вынуждены повышать цены. Действительно, в прошлом и нынешнем году практически не было зарубежных перевозок. Рухнули многие чартерные программы. Но авиакомпаниям очень хорошо помогло государство, выделив десятки миллиардов рублей. Краха рынка не случилось. Так что я бы стал говорить лишь об обычном летнем росте цен на билеты, когда компании стараются покрыть убытки, вызванные низкими перевозками в межсезонье. А предпосылок для серьезного роста — никаких. Ведь покупательская способность граждан отнюдь не растет.