Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Эксперты: авиаотрасль восстановится не раньше 2024 года

В апреле 2020 года стоянки аэропортов заполнились самолетами, а воздушные гавани практически приостановили работу. Международная организация гражданской авиации (ICAO) отмечает, что объемы международных пассажирских перевозок снижаются беспрецедентным образом. Общее снижение пассажиропотока в 2020 году - на 60, в 2021 году - на 62 процента (по сравнению с 2019 годом).

Эксперты: авиаотрасль восстановится не раньше 2024 года
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Для российских авиаперевозчиков 2020 год был сложным, но без громких банкротств. По данным Минтранса России, 56 авиаорганизаций включены в перечень системообразующих организаций экономики. В прошлом году на их поддержку выделили больше 106 миллиардов рублей. Около 77 процентов субсидий авиакомпании потратили на зарплату персонала и смогли сохранить 90 процентов сотрудников.

Видео дня

После снятия жестких ограничений в России люди стали активнее летать. По данным Росавиации, доля внутренних перевозок из-за пандемии и закрытия международных маршрутов выросла с 56 процентов в 2019 году до 80 процентов в 2020-м.

В авиакомпании Smartavia рассказали, что "ковидные" деньги из господдержки позволили не сокращать персоналу зарплату и остаться на плаву в пик кризиса. "Да, в прошлом году правительство выделило перевозчикам 23,4 миллиарда рублей поддержки. Это серьезная помощь, но об окончании кризиса говорит преждевременно. Авиакомпании консолидированно обращались в правительство с просьбой продлить поддержку хотя бы на первую половину 2021 года, но решения пока нет", - рассказывает , замгендиректора по коммерции авиакомпании "РусЛайн".

Восстановление авиаотрасли может быть быстрым, есть отложенный спрос. Показателен пример внутреннего рынка Китая. В 2020 году внутренний туризм там восстановился к лету на 110 процентов относительно того же периода 2019 года. Но в то же время много глобальных факторов мешают быстрому возвращению мирового турпотока на прежние уровни. "Например, в Англии появился законопроект, согласно которому за вылет в отпуск из страны туристов будут штрафовать на 5 тысяч фунтов. Во всем мире правительства слишком неповоротливы, чтобы эффективно отвечать на вызовы пандемии. Одни из немногих положительных примеров - ОАЭ и Россия", - рассказывает Сергей Пирожников, основатель "Купибилет".

Видеоконференцсвязь может уничтожить часть командировок. Это неприятно для авиабизнеса, так как деловые люди - высокодоходная аудитория

По оценкам экспертов, восстановления отрасли можно ожидать не раньше 2023-2024 годов. Но внутрироссийские перевозки могут восстановиться уже к концу года. "У каждого игрока есть свой рецепт, - рассказывает , исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт". - Кто-то будет очень аккуратно управлять издержками, работать консервативно, чтобы не провалиться в кредитную яму. Те же, кто вошел в кризис в отличной форме, постараются совершить рывок и укрепить позиции. К примеру, имеет шансы быстро подняться в объемных показателях и выйти на первую позицию".

Сначала казалось, что пандемия сделает полеты более элитарными. За счет этого отрасль теоретически могла бы компенсировать уменьшение трафика, рассказывает , председатель Экспертного совета Комитета по промышленной политике. Эксперт имеет в виду не только рост сегмента частных перелетов, но и большие лайнеры с измененной компоновкой кресел для соблюдения социальной дистанции. Это сделало бы билеты более дорогими.

Но отрасль выбрала для выживания другую модель: максимальную экономию, снижение себестоимости перелетов. "Авиакомпании пытаются увеличить трафик за счет снижения цен и обеспечить достаточный уровень рентабельности. Такая политика означает снижение уровня сервиса и увеличение числа услуг за дополнительную плату. Но пока этот процесс происходит в рамках разумного", - говорит Моисей Фурщик.

Пандемия привнесла новые тренды во многие отрасли, и авиаперевозки - не исключение. Международный аэропорт Пекина (BCIA) - пример того, как индустрия перелетов меняется навсегда. Пекинский аэропорт использует биометрию (сканирование лица вместо предъявления посадочного талона) и мобильные технологии. Пассажиры беспрепятственно проходят через несколько контрольно-пропускных пунктов: начиная с регистрации и заканчивая посадкой на борт. "Автоматизация предполетных процедур и биометрия в ведущих аэропортах мира станут нормой уже в ближайшие пару лет", - говорит Серджио Колелла, президент SITA в странах Европы.

Сейчас все направлено на то, чтобы люди меньше контактировали друг с другом. Растет количество прямых рейсов. "Отказ от супергигантов типа Боинга-747 и Аэробуса А380, уход от хабовой системы перелетов - этот тренд наметился еще до пандемии, но с ней стал более очевиден", - говорит Марк Кузнецов, авиа-аналитик, генеральный директор "Национальной Чартерной Компании".

Еще один тренд - сокращение деловых перелетов. Есть риски, что видеоконференцсвязь уничтожит часть командировок. Это неприятная ситуация для бизнеса, так как деловые путешественники - высокодоходная для отрасли аудитория.