Покорение Арктики: чем путь во льдах лучше Суэцкого канала

Инцидент в Суэцком канале, когда один капитан судна смог почти на неделю заблокировать торговлю между Востоком и Западом, нанеся экономике убытки в десятки миллиардов долларов, еще раз продемонстрировал инфраструктурную уязвимость путей коммуникации между крупнейшими мировыми рынками. И это еще без учета военно-политических рисков, связанных с ростом американо-китайского противостояния и стремлением США нанести урон китайской торговле с ЕС. А поскольку вдоль маршрута этой торговли стоит множество американских баз, то возможностей для нанесения урона предостаточно.

Покорение Арктики: чем путь во льдах лучше Суэцкого канала
© Вечерняя Москва

Ситуация еще раз заставила экспертов вспомнить об альтернативе Суэцкому маршруту — Северному морскому пути, который проходит вдоль арктического побережья Российской Федерации. Этот маршрут из Китая в Европу гораздо короче южного варианта, а также безопаснее — в том плане, что на пути нет ни ретивых американских военных, ни лояльных американским интересам пиратов, обитающих в районе Малаккского и Баб-эль-Мандебского проливов, через которые идет нынешний маршрут. Есть лишь российская территория, охраняемая всей мощью отечественных вооруженных сил. Да, по всей видимости, Соединенные Штаты продолжат оспаривать принадлежность арктической акватории, через которую пойдет Северный морской путь, но дипломатические протесты не будут иметь никакого эффекта для ситуации «на земле», а точнее, «на воде». На всякий случай Россия уже принимает меры для защиты этих вод: в частности, вдоль маршрута СМП будут размещены береговые ракетные комплексы «Бал». Наконец, там нет никаких узких мест, где может застрять одно судно и заблокировать весь маршрут.

На Северном морском пути есть лишь два серьезных препятствия. Во-первых, отсутствие серьезной портовой инфраструктуры. Абсолютное большинство тех портов, что есть, либо не заточены под корабли с большой грузоподъемностью, либо нуждаются в глубокой модернизации. И нужны эти порты не только для обслуживания судов, идущих вдоль СМП, но и для их загрузки. Дело в том, что помимо транзитной функции Путь важен и для торговых интересов России. Ведь с его помощью можно вывозить на мировые рынки ресурсы, добываемые на северных месторождениях. В частности, сжиженный природный газ. А это означает, что необходимо создание не только портов, но и подъездных путей — в частности, железных и автомобильных дорог. Серьезная задача, требующая от российских властей концентрации и грамотных инвестиций.

Преодолеть же второе препятствие силами отечественного руководства не получится (если, конечно, не уподобляться отдельным ура-патриотам и не воспринимать Владимира Путина как божественную сущность). Дело в том, что Северный морской путь судоходен лишь несколько месяцев в году. В остальное время он покрыт льдом, и большинство судов, не имеющих технической возможности ходить во льдах, туда вряд ли пойдут. Разве что за ледоколом, который, кстати, должен сопровождать суда и в летние месяцы. В будущем, на фоне глобального потепления, ситуация изменится. Но пока так.

Конечно, власти делают все возможное, чтобы минимизировать проблему и максимально эффективно использовать судоходные месяцы. Так, вице-премьер Юрий Трутнев уже отдал указание Росатому (в ведении которого находятся атомные ледоколы, прокладывающие сейчас путь во льдах) представить правительству предложения о возможном создании регулярного расписания проводки караванов судов.

— У ряда грузоотправителей есть проблема, связанная с отсутствием расписания движения ледоколов, судов проводки по СМП. Надо предварительно заказать, и тогда тебя повезут. Мы попросили Росатом проработать возможности перехода на твердое расписание, чтобы грузоотправители уже не в режиме заказа, а просто знали, что в такие-то дни будет возможность, скажем так, сформировать канву и выйти по СМП, — пояснил чиновник.

Теперь осталось только создать инфраструктуру. А тут одним «предоставлением предложений о возможном создании» не обойдешься.