Появление в Турции канала «Стамбул» откроет для РФ новые экономические перспективы

Россия может наладить сотрудничество с Турцией по каналу «Стамбул», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии при МИД РФ Владимир Аватков.

Появление в Турции канала «Стамбул» откроет для РФ новые экономические перспективы
© ФБА "Экономика сегодня"

Эрдоган сделал ставку на канал «Стамбул»

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не откажется от строительства канала «Стамбул», который станет искусственным дублером пролива Босфор и разгрузит данную акваторию.

Идея была озвучена Эрдоганом в 2011 году, хотя ее впервые предложили еще в османские времена. Сегодня через Босфор проходит порядка 50 тысяч судов, включая танкеры с нефтью, и это является проблемой для крупнейшего турецкого города Стамбула.

Пока тендер на строительство не объявлен, но речь идет о десятках миллиардов долларов: через тоннель должны проходить крупнотоннажные суда, а опыт блокировки «Суэцкого канала» говорит о том, что сооружение должно иметь масштабный характер.

Канал собираются проектировать с пропускной способностью в не менее 160 судов в сутки с грузоподъемностью до 300 тысяч тонн.

«Стамбул», согласно плану 2018 года, пройдет из Черного моря в Мраморное через водохранилище Сазлыдыре, озера Кючук-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу. Одновременно туркам нужно построить замену этим водоемам: они являются источниками воды для Стамбула.

Стоимость работ оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, и это проблема для турецкой экономики, испытывающей серьезный кризис, но Эрдоган обещает превозмочь проблемы и построить новый маршрут.

«Стамбул» вписан в турецкие геополитические планы

«Строительство канала «Стамбул» является делом решенным. Турецкие власти реализуют в данной идее концепцию хаба, который сделает из Турции страну, соединяющую север, юг, запад и восток», - констатирует Аватков.

Схожим образом турки реализуют энергетические проекты, стремясь сделать из себя газовый хаб для государств Южной Европы. В Турцию прибывают газопроводы из РФ, Азербайджана и Ирана, позволяющие туркам перепродавать сырье дальше.

«Турция стремится укрепить экономическое и политическое благополучие и старается получить большую самостоятельность. Для этого Анкара собирается реализовать множество инфраструктурных проектов, соединяющих север, юг, запад и восток. У Турции есть проблемы с обмелением и ухудшением пропускной способности Босфора, но главная идея не в этом», - заключает Аватков.

Целью Анкары является укрепление контроля за грузопотоками по линии север-юг, где центральным местом являются Босфор и Дарданеллы, но они регулируются не турецкими властями, а конвенцией Монтрё и международным морским правом.

Турки не получают доходов с этих морских путей, из-за чего Эрдоган планирует воспользоваться естественной деградацией Босфора, а затем и Дарданелл. После реализации «Стамбула» будет построен второй канал из Эгейского моря в Мраморное.

«Турции необходимы альтернативные Босфору и Дарданеллам маршруты. Турки уверены, что эти проекты увеличат самостоятельность страны, дадут ей финансовую выгоду от товарных потоков и усилят роль Анкары в международных отношениях», - резюмирует Аватков.

Однако инфраструктурные начинания требуют колоссальных инвестиций. Проект растянется на десятилетие – «Босфор» сдадут не ранее 2025-2026 годов, а когда дело дойдет до «Дарданелл» является отдельным вопросом.

«С «Дарданеллами» дело проще – там маршрут не такой сложный как у «Стамбула». Новый канал превратит Стамбул в остров и нанесет европейской части мегаполиса непоправимый урон с точки зрения экологии и водообеспечения. Канал должен пройти через водохранилища и озера, и это нарушит систему поставок воды в Стамбул», - констатирует Аватков.

Эрдогану придется выдержать общественное давление: было письмо 100 турецких отставных адмиралов, высказавшихся против проекта.

Президент Турции назвал это выступление происками политических оппонентов, но есть мнение жителей Стамбула. На родине Эрдогана только меньшинство поддерживает строительство, а большинство горожан опасается негативных последствий.

РФ может поучаствовать в проекте «Стамбул»

«Турция стремится укрепить свои позиции и посылает сигналы России и США, но есть вопросы по турецким экономическим возможностям. Данное обстоятельство открывает перспективы для нашей страны», - заключает Аватков.

У РФ с Турцией сложные взаимоотношения. С точки зрения внешней политики турки входят в НАТО и являются второй страной Альянса после США по размеру вооруженных сил. Без Турции невозможно представить южный фланг НАТО.

У Москвы с Анкарой есть трения в Сирии и в других геополитических точках, но экономически мы являемся стратегическими партнерами. Наши страны связывают два газопровода, РФ строит Турции АЭС «Аккую», у нас плотные отношения на рынке продовольствия, а главное, что развитие черноморских регионов вынуждает Москву развивать торгово-экономическое сотрудничество с Анкарой.

«Сотрудничество с Турцией даст РФ возможность более эффективно реализовать собственные интересы в регионе и мире. Нам нужно проявить активность по каналу «Стамбул»: данный проект затрагивает наши интересы», - резюмирует Аватков.