Перенос ковидных туров: какие возникают трудности?

На конференции «Юристы против коронавируса», прошедшей 2 апреля на туристической выставке «Интурмаркет», разобрали сложные ситуации, связанные с практическим применением постановления правительства № 1073 от 20 июля 2020 года – о переносе туров, несостоявшихся в период пандемии.В мероприятии впервые участвовали эксперты из разных регионов, что позволило проанализировать накопившуюся судебную практику.

Перенос ковидных туров: какие возникают трудности?
© TourDom

Модератор, основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов обозначил проблему: туристы не всегда соглашаются на предлагаемый туроператорами равнозначный турпродукт, перенос обязательств зачастую приходится делать неоднократно – меняя существенные условия договоров.

Как полагает юрист из Ростова-на-Дону Денис Поляков, если предложенная альтернатива несостоявшейся поездке туриста не устроила, он может потребовать от туроператора возврата денег в десятидневный срок, а не к концу 2021 года, как предусмотрено правительственным постановлением № 1073. При этом юрист оговаривается, - с реализацией такого требования на практике будут проблемы, - поставщик туруслуг может оказать, сославшись на то, что предложил равнозначный турпродукт. Трактовка этого термина в документе кабмина недостаточно четкая, поэтому, если дело дойдёт до суда, перспективы неясны.

Другая проблема, - иногда туроператоры уходят от обязательств по предоставлению замены несостоявшемуся ковидному туру, если авиаперелет предполагался регулярным рейсом. Отправляют за ваучером или возвратом денег за авиабилет к авиакомпании, а наземное обслуживание предлагают отдельно. Как отметил юрист Игорь Косицын (Челябинск), судебная практика показывает, - суды в таких случаях не принимают доводы туроператоров, и взыскивают с них полную стоимость тура – либо сразу, либо с отсрочкой до конца 2021 года. Основание – комплексный турпродукт неделим, и ответственность за его предоставление несёт поставщик.

Георгий Мохов внёс существенную поправку, - из-за пандемии COVID-19 порой возникают ситуации, которые невозможно разрешить по стандартным юридическим схемам. И привёл в пример разбирательство вокруг отмены поездок на Олимпиаду в Японии, которая была перенесена с 2020 на 2021 год. Туроператоры сформировали туры для болельщиков, участвовали в организации выездов спортивных делегаций, прессы и т.д. Впоследствии выяснилось, что соревнования пройдут без зрителей. «Ввиду обстоятельств непреодолимой силы «зависли» обязательства на миллионы долларов – шансов вернуть деньги от поставщиков у туроператоров практически нет. Формально туроператоры должны отвечать, так как сформировали комплексный турпродукт, но у них нет возможности повлиять ни на одну из его составляющих», - поясняет специалист.

Кроме того, Георгий Мохов акцентировал внимание на проблеме, которая может стать очень острой к концу текущего года, когда туроператорам придётся возвращать средства за не перенесенные ковидные туры, - некоторые поставщики турпродукта начали менять юридические лица. «Какие возможные ответчики у нас сохранятся на случай судебных разбирательств, - сейчас предположить сложно. При этом суды – реальная перспектива, далеко не все туроператоры смогут исполнить свои отсроченные финансовые обязательства», - говорит эксперт.

Впрочем, судя по информации Ростуризма, большую часть ранее неисполненных обязательств перед туристами туроператоры уже выполнили. В феврале этого года глава ведомства, Зарина Догузова, сообщила, что долг перед туристами сократился с 40 миллиардов рублей до 16 миллиардов: “Это очень большой прогресс в условиях отсутствия крупных и массовых банкротств».