Отпуск-2021: Введут ли в России тотальный курортный сбор и во что это выльется

«Одна рука не ведает то, что творит другая». Поговорка, которой так часто хочется описать работу правительства России. И вот на днях подоспело очередное подтверждение.

Отпуск-2021: Введут ли в России тотальный курортный сбор и во что это выльется
© Свободная пресса

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сейчас занят созданием новой государственной корпорации «Туризм.РФ», которая займется господдержкой курортно-туристической сферы. Корпорация будет реализовать новый нацпроект «Туризм м индустрия гостеприимства», даже примерная стоимость которого составляет 542 млрд рублей.

В то же самое время министерство экономического развития, которое возглавляет Максим Решетников, собирается устроить в туристической отрасли эксперимент. А именно: распространить действие курортного сбора на всю Россию.

Разумеется, обе правительственные инициативы вызвали бурное обсуждение в профильном сообществе. Представители турбизнеса в целом «за» создание госкорпорации, хоть и против излишней зарегулированности отрасли.

А вот идея с курортным сбором турбизнесу, естественно, не по душе. Предприниматели уверены, что подобный эксперимент просто уничтожит зачатки нарождающегося в некоторых регионах бизнеса.

Крымская забота о туристах

Идею курортного сбора обсуждали с переменным успехом с момента распада Советского Союза. С 1991 по 2004 годы в стране даже действовал закон «О курортном сборе с физических лиц». Причем размер такого сбора не должен был превышать 5% от минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Отменен сбор был из-за того, что поступления оказались мизерными и даже не покрывали расходов на его администрирование. Однако уже в 2015 году стараниями Минкавказа решено было сбор возродить. Причем сразу же возникла дискуссия относительно того, в каких конкретно регионах он будет взиматься и в каком размере.

Минкавказа, которое и стало ответственным за курортный «эксперимент», предложило регионам финансовую вилку – от 0 до 150 рублей. Так, в Крыму изначально предлагалось взимать с каждого туризма в сутки 50 рублей. С учетом среднего турпотока в 6 миллионов человек ежегодно, можно было предположить, что крымский бюджет пополнится на 1,2 млрд рублей только в первую год действия «эксперимента». В целом же за первую пятилетку, с учетом роста турпотока, поступления должны были составить более 16 миллиардов.

Сумма очень внушительная, однако в итоге глава Крыма Сергей Аксенов и республиканские депутаты все же встали на сторону отдыхающих и турбизнеса, отказавшись от введения курортного сбора на полуострове.

Сбор может быть введен не раньше 2022 года.

Негативный имиджевый эффект

Практически по такому же пути пошли и в Краснодарском крае, где в преддверие проведения игр Чемпионата мира по футболу также был введен мораторий на взимание курортного сбора. Хотя, по логике, кубанский бюджет удалось бы пополнить весьма внушительно. Но чиновники рачительно рассудили, что негативный имиджевый эффект окажется намного сильнее.

Отказались от введения курортного сбора и в Бурятии, и в Иркутской области. Основную часть турпотока в эти регионы генерирует, разумеется, озеро Байкал, привлекающее ежегодно более 1 миллиона туристов. Причем как российских, так и иностранных. При этом, например, в соседнем Алтайском крае на «эксперимент» все же решились, хотя и взимать курортный сбор стали лишь на горнолыжном курорте Белокуриха.

В других регионах, где традиционно велик турпоток – от Дагестана до Башкирии –также не пошли по «экспериментальному» пути. Пожалуй, единственный регион, где решили использовать идею Минкавказа по максимуму, это Ставропольский край. Здесь взимать сбор стали с отдыхающих, которые приезжали в города-курорты Кавминвод, причем по 50 рублей с человека.

«Нелегалы» рассорятся с отельерами

Финансовый результат «эксперимента» в масштабах страны оказался более чем сомнительным. Всего за три с лишним года удалось собрать лишь порядка 1 млрд рублей, что, естественно, заметно ниже обещанных цифр даже по одному лишь Крыму или Краснодарскому краю.

Практика взимания сбора породила и множество вопросов, которыми «экспериментаторами» поначалу даже не задавались. Почему, например, используется плоская шкала, которая не зависит от сезонности? Ведь даже на всесезонных курортах Кавминвод есть пиковые по загрузке месяцы, а есть – провальные.

Фактически, провалена оказалась и задача вывести с помощью курортного сбора из «тени» нелегальные объекты разрешения. Это постоялые дворы, гостевые дома, апартаменты, хостелы… Да чего только на найдет невзыскательный турист на черноморском побережье или на Кавминводах.

Фактически, курортный сбор лишь усилил раскол на рынке, существующий между легально действующими отелями и «нелегалами», контролем над которыми, как и прежде, никто не озаботился. Если курортный сбор появится в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, где гигантская доля туристического рынка приходится на «нелегалов», то недовольство официально платящего налоги турбизнеса не просто усилится, и выйдет на национальный уровень.

Столичные отельные сети, очевидно, куда влиятельнее в отстаивании своих прав, нежели мелкие отельеры из Геленджика или Кисловодска.

Остро проявилась и еще одна проблема. Если в города-курортах Кавминвод власти активно пиарили объекты благоустройства, построенные на средства курортного сбора, то в других регионах такого не было. И если практика взимания сбора будет распространена на всю страну, очевидно, не везде найдутся территории, способные грамотно управлять имиджем.

И в конечном итоге курортный сбор, призванный вроде как туриндустрию оживить, сыграет с точностью до наоборот – вызовет отторжение у потенциального туриста. В общем, инициатива Минэкономики, с учетом всех подводных камней, выглядит как минимум сырой.