Пекинский прорыв: Весь мир с надеждой ждет миллионы туристов из КНР

Китайский туристический рынок готовится к взрывному росту. Пекин укрепляет партнерство с десятками разных популярных у туристов стран – от Намибии до Турции. Гибкости подхода китайских лоббистов стоило бы поучиться российскому Ростуризму.

Пекинский прорыв: Весь мир с надеждой ждет миллионы туристов из КНР
© Свободная пресса

Работает и «вакцинная» дипломатия

Одним из инструментов «мягкой силы» Китая являются поставки вакцин. Так, на постсоветском пространстве одним из крупнейших партнеров Пекина является Украина. Украинский президент Владимир Зеленский объявил об улучшении двусторонних связей, и с 1 апреля по 30 сентября китайские туристы временно освобождаются от виз. В безвизовом режиме оставаться в стране они могут на срок до 30 дней.

Помимо этого, Китай в преддверии открытия глобального туристического рынка (которое, вероятно, на фоне ускорения вакцинации может состояться уже осенью) объявляет о тесном сотрудничестве еще с несколькими странами. Так, пятилетний меморандум подписан с Аргентиной, в которой, по словам министра туризма и спорта Матиаса Ламменса, «индустрия туризма играет жизненно важную роль в экономическом восстановлении после пандемии».

«Вакцинные» связи между Китаем и другими странами также коррелируют с направлениями наиболее активного туризма. Так, локализовать производство китайских вакцин намерены ОАЭ, в которых проживает более 220 тысяч китайских граждан. Еще в 2019 году, до тотального закрытия границ, страну посетили около 2 миллионов китайских туристов.

«По мере того как идет сдерживание нынешней пандемии и принимаются меры предосторожности, а также приближается выставка Dubai Expo, мы уверены, что ОАЭ по-прежнему будут важным направлением для китайских туристов», – заявил китайский министр иностранных дел Ван И.

Аналогичная ситуация с Турцией, которая одной из первых стран подписала крупнейший контракт на поставку 100 миллионов китайских вакцин. Последние годы количество китайских туристов, приезжающих в Турцию, росло: так, в 2019 году страну посетили 426 тысяч китайцев.

И хотя пандемия привела к снижению числа китайских туристов в 2020 году, ожидается, что сразу после открытия границ будет достигнуть цель в 1 миллион китайских туристов в Турции.

Африканская дестинация

Китайские лоббисты туристической отрасли действуют сегодня по всей планете, причем используют методы гибкие и креативные. По крайней мере, Ростуризму, грезящему о росте турпотока, есть чему поучиться в Поднебесной.

Так, в Намибии на днях на государственном ТВ показали четырехсерийный документальный фильм, посвященный природным красотам этой страны… и китайским туристам. Фильм рассказывает о китайско-намибийских отношениях, начиная с шестидесятых годов. Любопытно, что премьера фильма была приурочена сразу к двум событиям: День независимости Намибии (его праздновали 21 марта) и годовщина установления китайско-намибийских дипломатических отношений (22 марта).

Казалось бы, с чему вдруг Намибия? Дело в том, что в этой африканской стране один из самых быстрорастущих туристических рынков. В стране проживают и ведут бизнес тысячи китайцев, а до пандемии Намибию ежегодно посещало более 20 тысяч туристов из Поднебесной. Естественно, эта цифра не идет в сравнение с показателями той же Турции или ОАЭ. Но понятно, что официальный Пекин намерен цифры наращивать.

Похожая ситуация и с Эфиопией, где китайские туристы занимают второе место после американских по количеству. Более того, государственная авиакомпания Эфиопии Ethiopian Airlines – это единственный перевозчик в Африке, который совершает перелеты по пяти китайским направлениям (Пекин, Гонконг, Шанхай, Чэнду и Гуанчжоу, а в планах также Шэньчжэнь и Чунцин). Разумеется, потенциал рынка при таких условиях огромен, чем и пользуется Китай.

Китайская государственная China Communications Construction Company (CCCC) уже строит в эфиопской столице Аддис-Абеба гигантскую рекреационную зону под названием Площадь Дружбы. На площади 32 гектара разместятся Дворец науки и техники, Свадебный сад и Детский парк.

Драйвер против паники

Экономический драйвер для Китая – это и внутренний туристический рынок, который, разумеется, огромен. Восстановительный рост начался уже в июле: детом практически восстановились показатели 2019 года по загрузке отелей, внутренним авиаперевозкам, посещению тематических парков и парков развлечений. Чуть позже, по оценкам AirDNA, началось восстановление оборота туристических агентств и рынка краткосрочной аренды жилья.

Дело в том, что китайские туристы в основном выбирали для проживания места поближе к дому, искренне опасаясь возвращения ковида (кстати, такая же тенденция отмечалась и в западных странах). То есть преодолеть психологический барьер для большинства жителей страны, остро пострадавшей в «первую волну» ковида, оказалось сложнее, нежели преодолеть экономические ограничения.

Впрочем, учитывая решительность официального Пекина в борьбе с пандемией, можно не сомневаться, что в нынешнем году темпы роста туристической отрасли будут рекордными. Боязнь у граждан прошла, а нерастраченные деньги остались.