В Гондурасе создадут чартерный город для удаленной работы

Проспера [Próspera] - так называется частный город, создаваемый в Гондурасе, который будет иметь свои законы и собственную налоговую систему. Его создатели намереваются привлечь технологические стартапы, а также компании, работающие "на удаленке". Как сообщает Bloomberg, уже этим летом в Проспере стартует прием заявок на резиденство. Проект Проспера первым получил одобрение Гондураса на создание частного чартерного города в рамках национальной программы по созданию зон экономического развития, начатой в 2013 году. Идея создания такого рода городов - конкурирование за граждан с помощью инновационных и дружелюбных для бизнеса систем управления. В 2011 году в Гондурасе был принят закон Zedes [zonas de empleo y dessarollo económicos- зоны занятости и экономического развития], который позволяет строительство таких городов на территории страны. Сообщается, что новый город будет иметь собственную конституцию и юридический кодекс. Кроме того, минимальный уровень заработной платы в Проспере будет выше, чем во всей остальной стране, а подоходный налог - ниже. В городе еще нет готового жилья, так что первые жители будут виртуальными. По словам автора проекта Эрика Бримена, даже после появления участков люди не приедут в Просперо. Он ожидает, что две трети жителей будут зарегистрированы в городе, чтобы основать тут собственный бизнес или устроиться там на удаленную работу, живя при этом в совершенно другом месте. Идея создания города заключается в том, что местные специалисты смогут работать на американские корпорации, требуя меньшую оплату, чем у коллег из США, за счет более низких налогов. Кроме того, город предоставит им юрисдикцию, которая будет давать как работникам, так и работодателям более эффективную правовую систему. Кроме того, Проспера даст свыше 10 тыс. новых рабочих мест. Бримен обещает, что в чартерном городе не будет места для бюрократии и коррупции. В проекте уже задействованы около 100 человек, многие из них - граждане Гондураса. Однако некоторые местные жители относятся к чартерному городу с недоверием: они не считают Просперо "прозрачным" проектом и не видят никакой выгоды от строительства города. Островитяне опасаются, что под эгидой проекта Бримен присвоит их земли. Бизнесмен, в свою очередь, отрицает подобные намерения: "Мы не захватываем землю, не загрязняем ее и не делаем чего-то подобного". Создание замкнутых городских агломераций - это наше будущее и общемировой тренд, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Такая идея уже давно вышла из разряда фантастических и реализуется во многих странах мира, в том числе и в России. Есть как общегосударственные программы по созданию агломераций, так и частные инициативы. "С точки зрения государства подоплека создания таких городов состоит в следующем: имеется слишком большой разрыв в развитии городских и сельских территорий, Развивать инфраструктуру, подтягивая технологии к селу, не всегда выгодно. Поэтому в РФ, например, уже после 2010 года реализуется программа, согласно которой в стране технологически и с точки зрения комфорта максимально будут развиваться 12-16 самых больших мегаполиса с примыкающими территориями. Не зря даже на уровне федеральных законов все чаще используется термин не "город", а "агломерация" - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Новосибирская и другие", - объяснил Деев. Эксперт также подчеркнул, что в России также есть и частные города, например, Сколково - самый настоящий прототип технологического города будущего со своими направлениями развития IT и робототехники. "В отличие от Гондураса, где в частном городе предусмотрена "прописка" и инвестиции без реального проживания в нем, в наших городах живут реальные люди, в основном, из технологических секторов по профессии", - рассказал Деев. Пресс-секретарь коммуникационной группы iMARS, директор по связям с общественностью маркетплейса "Спутник" Екатерина Вронская обратила внимание на то, что сторонники чартерных городов вдохновлялись такими городами, как Гонконг или Дубай, исторически важной особенностью успеха которых было сильное централизованное правительство, уверенное в своей способности реализовать намеченные планы. "Конечно же, как и у любой блестящей идеи, даже частично реализованный, у чартерных городов есть свои достоинства и недостатки. Учитывая, что в подобных городах все государственные услуги обеспечиваются частными компаниями, то и вся система социального обеспечения фактически превращается в бизнес, сдерживать который для обеспечения на достойном уровне, к примеру, образования и здравоохранения, довольно проблематично. Сможет ли Проспера успешно обеспечивать все сферы для нормального функционирования нового города-стартапа - вопрос открытый", - отметила эксперт. По ее словам, в движении подобных стартапов в целом было заметное затишье и даже проект в Гондурасе считался негативным примером из-за своей затянувшейся реализации, пока Проспера не сдвинулся с мертвой точки. "Если у создателей получится успешно организовать планируемую экосистему - это будет отличным кейсом, наработки которого потенциально смогут улучшить жизнь всего мира", - рассуждает Вронская. Генеральный директор iD EAST Виталий Дубинин указал, что города вроде Просперы, которые управляются не правительством, а самими жителями — это либертарианская идея. "Эта утопическая идея может существовать с определенным уровнем развития человечества как его часть, но не может существовать как все человечество. Такие города — это все равно некие коммуны, которые разделяют определенные ценности. Например, израильские кибуцы во время становления Израиля. Это может работать в частном порядке, но скорее должно балансировать или дополнять текущее организационное устройство", - объяснил Дубинин. Плюсы подобных городов — это дерегулирование, собственная экономическая политика. Главное, по мнению Дубинина, чтобы подобная политика не превратилась в политику изоляции, когда зоны начинают отстраиваться от инфраструктуры тех территорий, кто еще к ним не примкнул, и теряют свои преимущества, становясь слишком мелкими для большого рынка. При этом эксперт уточнил, что в России развитие таких городов маловероятно, так как "у нас слишком цивилизованная страна". "Эксперименты с офшорами в южных республиках имели место. Создавать зоны перспективного развития в регионах, где не самая благоприятная экономическая обстановка и плохая инфраструктура — это правильно, инфраструктура начинает развиваться. Но в таких регионах всегда есть повышенные риски в виде коррупции, поэтому у подобных проектов перспективы очень неопределенные. В принципе, разрешить подобные проекты было бы неплохой идеей, но необходимо, чтобы государство "отошло" и не участвовало", - заключил эксперт.

В Гондурасе создадут чартерный город для удаленной работы
© Газета.Ru