Авиакомпании заставляют использовать российские системы бронирования билетов. Их существует только две
Еще в 2019 году правительство утвердило требования к информационным системам авиакомпаний, отвечающим за оформление воздушных перевозок (попросту – за бронирование билетов). Это тянется к еще более давнему закону, который требует хранить данные пользователей из России исключительно на серверах внутри страны. Требования перенести в Россию серверы с данными и их обработку объясняли тем, что это очень чувствительная информация, имеющая отношение к безопасности полетов. В прошлом году из-за пандемии ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила перенести дату вступления в силу новых требований на 31 октября 2023 года, но в Минтрансе не поддержали эту идею. А чуть позже согласились с переносом – но только на 2022 год. Официально все это еще не оформлено, хоть с января документ находится на согласовании в правительстве. Если он в итоге не будет принят, новые правила для авиакомпаний вступят в силу с 31 октября. Это значит, что участники рынка должны будут перевести свои информационные системы на российское ПО за достаточно короткий срок. При этом российских систем не очень много – это Leonardo и ТАИС. Системой Leonardo (владелец – компания «Сирена Трэвел») пользуются 52 российские авиакомпании, в том числе «Ямал», «Руслайн», «Аврора», «АЛРОСА» и другие. Системой ТАИС («Азимут», принадлежит совладельцу аэропорта Внуково Виталию Ванцеву) пользуются всего 3 авиакомпании, и среди них ни одной российской. Крупнейшие российские перевозчики используют зарубежные системы. Например, группа «Аэрофлот» и S7 пользуются американскими системами Sabre и Navitaire, и испанской Amadeus. Это нужно, в том числе и из-за того, что эти компании входят в крупные международные альянсы и должны синхронизировать свои информационные системы. Соответственно, вступление в силу новых правил потребует от многих крупных авиакомпаний найти на это ресурсы – при том, что компании с трудом пережили «пандемический» 2020 год, когда перевозки упали в разы. Как считает директор по развитию бизнеса КРОК Сергей Зинкевич, с точки зрения ресурсов перевод российских авиакомпаний на отечественные системы бронирования – не очень сложная процедура, но все упирается в деньги: Данные системы хранят и обрабатывают персональные данные российских пользователей, поэтому локализация серверов в России для них не просто целесообразна, а обязательна в соответствии с российским законом – ФЗ 152. Отечественный рынок привлекателен для многих иностранных компаний, поэтому они осуществляют миграцию своих систем в Россию. Если судить по опыту других зарубежных клиентов, глобальные компании часто держат мини-сервисы для отчетности перед Роскомнадзором. При размещении непосредственно персональных данных потребуется совсем немного ресурсов – буквально несколько серверов. Однако, если в планах будет создание дополнительной площадки в России, масштабность проекта серьезно увеличится. В данном случае речь идет о 5-10 стойках оборудования, конкретная стоимость будет зависеть от объема данных: стоимость размещения в коммерческом ЦОД или облаке может начинаться от нескольких десятков рублей и доходить до миллиона или нескольких миллионов в месяц. — директор по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы Сергей Зинкевич