В пандемию туристические компании потеряли триллион долларов. Что помогает им держаться на плаву?

Прошлый год стал самым тяжелым для туристической отрасли за всю ее историю. Многие компании были вынуждены закрыться, но часть все же сумела адаптироваться к изменениям и остаться на плаву — во многом благодаря государственной поддержке. «Лента.ру» и СберПро рассказывают, как изменился туризм в 2020-ом году и что ждет отрасль в ближайшем будущем.

В пандемию туристические компании потеряли триллион долларов. Что помогает им держаться на плаву?
© Lenta.ru

Беспрецедентный кризис обрушился на сектор международного туризма в 2020-ом году. Согласно статистике Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), по сравнению с показателями 2019-го года, падение рынка составило 74 процента. Более миллиарда туристов отказались от поездок, а представители туристического сектора потеряли 1,3 триллиона долларов выручки. Резко выросла безработица — под удар попали 100 миллионов рабочих мест.

Наибольшие потери испытали страны Евросоюза, вынужденные закрыть границы для ожидаемых 500 миллионов туристов. Экономические убытки потерпели как государства, в которых доля туризма в национальном ВВП не является ключевой (как в Италии — 6 процентов), так и страны, чья экономика на 90 процентов зависима от туризма (например, Палау). Если в развитых странах кризис сильнее всего сказался именно на работниках туристического сектора, то в развивающихся странах значительная часть населения оказалась в чрезвычайных условиях.

Ограничения затронули и Россию, в первую очередь это сказалось на въездном туризме: примерно 4,77 миллиона иностранцев отказались от поездок по территории РФ. По сравнению с данными 2019-го года, спад въездного туризма составил 93,6 процента.

Многие россияне также решили воздержаться от поездок зарубеж и переориентировались на внутренний туризм. Однако и эта сфера потерпела убытки — количество путешественников сократилось на 40 процентов. Самыми популярными направлениями стали пляжи в Крыму и в Краснодарском крае.

Для спасения туристической отрасли правительства разных стран принялись за поиск способов государственной поддержки. В докладе ООН «COVID-19 и перестройка сектора туризма» представлено несколько векторов, по которым эта поддержка осуществлялась.

Первостепенной мерой стала финансовая помощь, направленная на сохранение рабочих мест и предотвращение банкротства туристических компаний. Больше всего в такой поддержке оказались заинтересованы предприятия малого и среднего бизнеса. В ряде стран было принято решение об отсрочке налоговых платежей и сборов — в Египте были отменены все арендные платежи для базаров и закусочных, находящихся в местах расположения археологических объектов, а в Болгарии правительство покрыло все страховые платежи работодателей. В Сербии, Словении и Словакии прошли прямые выплаты компаниям, вынужденным закрыться из-за пандемии.

Правительства Аргентины, Кувейта, Марокко, Монголии, Самоа и Венгрии взяли на себя ответственность за выплату 70 процентов потерянной заработной платы за три месяца, чтобы поддержать работников, занятых неполный рабочий день. В Габоне сотрудники, потерявшие работу из-за пандемии, будут получать пособие в размере 50 процентов их заработной платы. Аналогичная инициатива была реализована Ботсваной и Республикой Корея.

Помимо использования финансовых инструментов, государственные органы могут проводить маркетинговые компании для стимулирования потребления продуктов туристической отрасли. В Южной Корее это осуществляется через выпуск скидочных купонов, позволяющих компенсировать часть затрат путешественников.

В Австралии развернута компания по развитию внутреннего туризма Holiday Here This Year. На сайте программы составлен перечень маркетинговых инструментов, которые туристические агенты могут использовать для повышения спроса на свои услуги.

Узнайте больше о том, как пандемия повлияла на туристическую отрасль из текста информационного ресурса для большого бизнеса СберПро Медиа.

Активные меры по поддержке туристической отрасли были проведены и в России. В декабре 2020-го исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе подвела итоги года и рассказала о комплексе мероприятий, направленных на сохранение отечественного туризма.

Было проведено 11 мер поддержки туристических компаний на федеральном уровне. Одной из наиболее значительных оказалась отсрочка обязательств по турам, приобретенным до закрытия границ. Из-за начала пандемии порядка 200 тысяч россиян не смогли воспользоваться уже купленными турами. В случае, если бы туроператорам пришлось единовременно организовывать возврат средств по ним, это бы привело к массовому банкротству. Возможность перенести приобретенные путевки на поздний срок предотвратила эту катастрофу.

Другой весомой поддержкой стала программа туристического кэшбэка, по которой россияне могли получить обратно до 20 процентов от потраченных на внутренний туризм средств. За два этапа программы, проведенных в 2020-ом году, туристы суммарно получили кэшбэк в размере одного миллиарда рублей. Запуск третьего этапа программы запланирован на весну 2021-го года.

В качестве меры по сдерживанию безработицы, туристическим компаниям (малого и среднего предпринимательства) были выделены субсидии на зарплаты в размере одного МРОТ на сотрудника. Также были установлены отсрочки и рассрочки налоговых и арендных платежей.

Отдельные регионы выступили с инициативой по поддержке своих туристических кластеров. Например, в Санкт-Петербурге был отменен ряд региональных налогов, в результате чего туристический бизнес получил льготы в размере 3,66 миллиардов рублей.

В начале июля 2020-го года были возобновлены внутрироссийские чартерные рейсы по популярным туристическим направлениям. Цены на перелет были снижены до 30 процентов по сравнению с 2019-м годом. В результате отдельные регионы даже смогли увеличить свой средний туристический поток. Например, Крым и Краснодарский край посетили на треть больше туристов, а загрузка отелей достигала 100 процентов. Также высокий спрос был на рейсы в Калининград, Алтай, Башкирию и Карелию.

Инициативы по поддержке внутреннего туризма продолжают появляться и в нынешнем году. В качестве одной из них, Ростуризм предложил упростить процедуру заселения в гостиницы несовершеннолетних. По нынешним нормам, это можно совершить только с нотариально заверенного согласия родителей. Уже этим летом вместо него потребуется простое письменное разрешение родителей.

Появляются и новые экстравагантные способы путешествовать по России. РЖД совместно с Ростуризмом разработали идею железнодорожных круизов. Во время подобных круизов туристы смогут проживать в вагонах с включенным питанием и организованными экскурсиями.

Стратегия выхода туристического сегмента из кризиса будет проработана в новом национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет готов к лету 2021-го года. Предполагается, что в проект войдут мастер-планы туристическо-рекреационных кластеров Крыма, Золотого Кольца, Кавказа и Дальнего Востока. Приоритет будет отдаваться поддержке крупных федеральных и региональных проектов, действующих с привлечением частного капитала. Цель национального проекта — удвоение количества поездок россиян внутри страны, расширение числа рабочих мест и увеличение роли туризма в ВВП России.

Начало 2021-го года совпало с приростом заболеваемости COVID-19. Это вызвало реакцию со стороны правительств многих стран — были введены такие ограничения на въезд, как обязательное ПЦР-тестирование, период карантина для путешественников и учет паспортов вакцинации. Однако можно предположить, что работа над вакцинированием населения принесет свои плоды и способствует восстановлению прежнего уровня мирового туризма.

Мнения экспертов ВТО ООН по поводу того, что ждет отрасль в 2021-ом году, разделились: 45 процентов рассчитывают на улучшение ситуации, 25 процентов уверены, что уровень туристической активности останется на нынешнем уровне и 30 процентов полагают, что борьба с пандемией займет еще длительное время и помешает туризму.

Препятствия могут возникнуть не только из-за распространения самого вируса, но и по причине недостаточной координации между странами, а также вследствие общемирового спада экономической активности. Пока что эксперты сходятся в одном — на восстановления объемов туристического потока до показателей 2019-го потребуется от двух до четырех лет.

Несмотря на длительный восстановительный период, уже сейчас россияне могут отправиться за границу в ряд стран. Среди них: Армения, Кипр, Черногория, Грузия, Турция, Шри-Ланка, Сейшелы, Египет, ОАЭ, Мальдивы, Япония, Южная Корея, Сингапур и Танзания. А вот Европа пока остается закрытой для туристов. Посол ЕС в Москве Маркус Эдерер заявил, что не имеет смысла обсуждать перспективы открытия европейских границ для россиян, пока число заражений неуклонно растет. Это происходит и в России, и в странах ЕС.

Узнайте больше о ситуации в туристической отрасли из-за пандемии из текста информационного ресурса для большого бизнеса СберПро Медиа.