РБК: двум российским авиакомпаниям удалось избежать убытков в пандемию

Российские авиакомпании «Победа» и «Азимут» смогли выйти в плюс и нарастить долю рынка, несмотря на пандемию и прекращение полетов.

РБК: двум российским авиакомпаниям удалось избежать убытков в пандемию
© BFM.RU

У «Победы» показатель чистой прибыли по МСФО упал в 19 раз по сравнению с предыдущим годом, но 200 млн рублей лоукостер получил. В «Азимуте» заявляют, что прибыль была «символическая» — несколько десятков миллионов рублей, пишет РБК. При этом оба перевозчика поднялись в рейтинге крупнейших российских авиакомпаний: «Победа» с четвертого места на третье, а «Азимут» — с 18-го на 11-е. В лоукостере такие результаты по году объясняют тем, что вовремя, в пик пандемии, приостановили полеты, а при возобновлении рейсов существенно снизили цены. Это позволило сохранить заполняемость самолетов на 90%. В «Азимуте», который базируется в аэропортах Ростова-на Дону и Краснодара, говорят, что сокращали только полеты в Москву и за границу, а все остальные маршруты работали практически на 100%. За счет полетов на черноморские курорты перевозчик как раз и выиграл. Кроме того, компания получила госсубсидии в рамках поддержки региональной авиации и за Superjet, на которых летает.

Помогли ли такие меры вывести авиакомпании в прибыль и почему этими способами не воспользовались другие перевозчики, рассуждает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «У Победы» не успех, а просто перераспределение прибыли внутри группы «Аэрофлот». Одну «Победу» рассматривать бессмысленно, надо смотреть консолидированную отчетность, потому что я могу в каком-то месяце нарисовать прибыль, в каком-то — убыток, а совокупно это все равно будет минус. Естественно, они что-то делали, но если я из одного кармана в другой переложил деньги, их больше не становится. А «Азимут», я так понимаю, просто удачно затратами управляли, потому что это можно считать, что подвиг, если это соответствует действительности».

Все это происходило на фоне общего кризиса отрасли: только за девять месяцев 2020 года российские авиакомпании получили операционные убытки более чем на 100 млрд рублей, а их пассажиропоток упал почти вдвое.