Чапаев снова с белыми воюет

Тема памятников – кому их ставить и за что, уже не первое десятилетие то и дело будоражит общественное мнение. Последний пример – бурное публичное обсуждение по поводу возвращения памятника Дзержинскому на Лубянку. После горячих дебатов столичная мэрия решила отложить этот вопрос до более спокойных времен.

Чапаев снова с белыми воюет
© Свободная пресса

Но не всегда получается избежать скандалов. Например, осенью прошлого года в селе Красное Оренбургской области устанавливали памятник (бюст) полковнику Белой армии Тимофею Сладкову.

"Памятник установили на территории храма, не на муниципальных землях, поэтому никакого отношения мы к этому не имели и не имеем», — как бы оправдывался тогда глава Первомайского муниципального района Оренбургской области Сергей Щетинин.

Но есть одна неувязочка: Сладков в свое время возглавил рейд, во время которого был разгромлен штаб 25-й дивизии и погиб легендарный красный комдив Василий Иванович Чапаев. А бюст Сладкову почему-то установили в селе именно на улице Чапаева. Один из казачьих атаманов на вопрос об этом ответил, что «Сладков защищал свою землю и те устои, по которым четыре века жили представители уральского казачества».

Глава Красновского сельсовета, слова которого привело издание «Подъем», объяснил, почему жителей не возмутило появление памятника Сладкову. Дескать, село пережило много смутных времен, а сейчас все возвращается на круги своя.

Но это не совсем так. Возмущены были многие – как местные жители, так и потомки легендарного Василия Ивановича.

Тимофей Сладков – уральский казак, участник Первой мировой и Гражданской войн, полковник. Женат он был на Ольге Варламовне Денисовой – представительнице известного и уважаемого донского казачьего рода, дочери генерал-лейтенанта Варлама Денисова. Может быть, этим объясняется, что Сладков получил назначение в атаманский полк лейб-гвардии Его Императорского Высочества наследника цесаревича – привилегированную часть, комплектовавшуюся чинами Донского казачьего войска. К тому же Ольга Денисова была еще и сестрой будущего командующего Донской армией Святослава Денисова, что, видимо, также способствовало военной карьере.

Во время Гражданской войны Сладков был командиром 6-го льготного Уральского казачьего полка, а потом – Лбищенского конного полка в составе Уральской армии на стороне белых. Именно Сладков командовал в сентябре 1919-го сводным отрядом в бою у Лбищенска, когда погиб Чапаев.

Впрочем, надо отдать должное инициаторам установки памятника – они признали свою промашку: «К сожалению, при установке памятника мы не учли некоторые нюансы». В результате, через месяц памятник убрали с этого места.

Другой персонаж, неоднозначно зарекомендовавший себя в отечественной истории, – атаман Краснов. Страсти после открытия в честь него памятника начались в Ростовской области. Это произошло после того, как в станице Еланской Шолоховского района в 2007 году установили мемориал, полное название которого звучит как «Донские казаки в борьбе с большевиками". А центральной фигурой в нем стала четырехметровая скульптура Петра Краснова.

Казаки после революции и во время Гражданской войны действительно претерпели большие гонения со стороны новой, большевистской власти. Видимо, такой точки зрения придерживалась группа активистов, которая при поддержке местного предпринимателя инициировала установление на территории его частной усадьбы вышеуказанного мемориала. Но, как позже выяснилось, появление монумента вызвало бурю возмущения со стороны местных ветеранов Великой Отечественной войны.

Сторонники Краснова утверждают, что этот умелый и решительный военачальник являлся также талантливым писателем, оставив потомкам воспоминания. Но надо помнить вот о чем. Если, например, Антон Деникин в начале ВОВ резко отказал эмиссарам Гитлера в сотрудничестве, то Краснов, наоборот, призвал казаков встать под знамена врага.

Еще одним из возмутителей спокойствия стал памятник Колчаку, установленный в 2004 году в Иркутске. Тут надо отметить, что Александр Васильевич Колчак – полярный исследователь и ученый-океанограф – все-таки был адмиралом. Участником полярных экспедиций. Но не надо забывать и о том, что Колчак – один из руководителей белого движения во время Гражданской войны.

Среди сибиряков разгорелись горячие споры между сторонниками и противниками установки монумента. В Сибири хорошо знают, что Колчак (и из песни, как говорится, слов не выкинешь) отличился своими зверствами – как в Центральной России, так и в Сибири. А тут вдруг простые люди видят, что гонителю большевиков и царскому адмиралу вдруг открыли памятник в Иркутске.

Причем, людям ведь никто не объяснил, что Колчак много сделал для развития российского военного и полярного флота. Большинство сибиряков старшего поколения из школьной программы помнят одно: Колчак и белые во время Гражданской войны убивали не только красноармейцев, но и издевались над мирным населением России.

Получается, что как и 100 лет назад население России разделено на две противоборствующие половины. Кто же рассудит сторонников и противников «правильных» и «неправильных» памятников? Наверное, только время.