Персональные данные туристов будет охранять Росгвардия

18 марта у себя в офисе на Дмитровском шоссе оператор «Электронной путевки», АО «Национальные туристические технологии», принял делегацию участников рабочей группы. Руководители туроператоров, отраслевых общественных организаций, эксперты и депутаты посмотрели презентацию о системе, оценили ее готовность к обработке огромных массивов информации о проданных турах, а заодно и настроения законотворцев по поводу принятия законопроекта об ЭП во втором чтении.

Персональные данные туристов будет охранять Росгвардия
© TourDom

Заместитель гендиректора НТТ Константин Якушев отметил, что «Электронная путевка» соответствует самым строгим требованиям, предъявляемым к государственным информационным системам. Например, обещают, что она не зависнет, принимая до 1000 сообщений в секунду в течение часа. ГИС имеет все сертификаты, подтверждающие ее защищенность от DDOS-атак и прочего вредного воздействия. Необходимые меры безопасности приняты и в поражающем размерами офисе НТТ, по которому желающим провели экскурсию. Это пропускной режим, ограниченный доступ в серверную, автономное электропитание на случай отключений и т. д.

Физическую безопасность данных туристов обеспечит Росгвардия, под защитой которой находится московский ЦОД «Останкино»: именно там будет храниться информация о проданных турах. Кстати, в течение трех лет.

Начальник отдела разработки НТТ Сергей Смирнов в ходе презентации пояснил: состав сведений в «Электронной путевке» определен постановлением правительства № 747 от 8 сентября 2019 года и приказом Минкульта от 8 декабря 2017 года № 2046.

Это информация о заказчике турпродукта, о самих туристах, тех услугах, которые они приобрели и их стоимости согласно договору. Вручную, вопреки опасениям турагентов, вносить их не придется. Данные туроператор передает в автоматическом режиме по защищенным каналам связи, после чего они становятся доступны как самому туристу через личный кабинет, так и Ростуризму, а также «иным органам исполнительной власти».

Регулятор сможет вести учет, получать отчеты о том, по каким направлениям и сколько туров продано, сопоставить данные о финансовом обеспечении туроператоров с объемами тех обязательств, которые они взяли на себя перед клиентами. Это поможет обеспечить прозрачность туристическому рынку, быстрее реагировать на нештатные ситуации и вывозить туристов из мест отдыха. Кроме того, позволит правильно рассчитывать размер субсидий для туроператоров в тех случаях, когда принимаются решения о государственной поддержке. Сейчас ряд инициатив в этой сфере фактически не работает, так как в качестве обоснования компаниям требуется предоставить большой массив бумажных документов.

По ходу презентации у представителей туроператоров и турагентств возникли технические вопросы, в связи с чем со стороны Российского союза туриндустрии прозвучало предложение «дать комбайнерам покататься на комбайне» и подготовить замечания. Однако руководитель Комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин эту идею не поддержал. По его словам, тестирование обязательно состоится, но возглавит его Минцифры России, «чтобы не было вопросов». А в офисе НТТ собрались для другой цели – посмотреть презентацию, увидеть продукт и оборудование (в том, что оно есть, Борис Пайкин убедился лично, посетив с коллегами серверную комнату.– Ред.).

Обращаясь к туроператорам и турагентам, глава комитета объяснил, почему с принятием законопроекта об «Электронной путевке» возникла большая задержка. «У нас многие законы приняты, но не исполняются, так как под ними нет базы – побежали впереди паровоза. В данной ситуации мы хотим, чтобы закон сразу начал работать и оказался полезен», – сказал Пайкин. Он заверил, что даже если в ходе пилотного запуска «какие-то технические моменты не понравятся», то времени на их отладку будет достаточно. Работающую систему, по словам руководителя комитета, надо принимать, «другой у нас нет», а «Национальные туристические технологии» проделали огромную нужную работу, «отбрасывать которую, мы не имеем права».

«Это мое мнение и мнение, которое я слышу в правительстве. Все считают, что “Электронная путевка” нужна. Давайте исходить из этого», – сказал Борис Пайкин.

Впрочем, разногласия и вопросы как в рабочей группе, так и в сообществе в целом, возникают в последние месяцы не столько из-за самой «Электронной путевки», сколько из-за нового гарантийного фонда на случай банкротств туроператоров. Согласно тексту законопроекта, он увязан с внедрением системы и предусматривает пополнение за счет отчислений с каждого проданного тура. Управлять фондом будет назначенная правительством организация, на роль которой прочат как раз НТТ, за которой стоит концерн «Ростех». Законопроект в мае 2020 года был утвержден Госдумой в первом чтении и до сих пор находится на этапе подготовки ко второму, так как в нем появилась спорная норма о гарантийном фонде. Российский союз туриндустрии и «Турпомощь» выступили с критикой, усмотрев возможное увеличение нагрузки на бизнес и предложив отправить законопроект на доработку. «Опора России», Альянс туристических агентств, Всероссийский союз страховщиков, наоборот, поддерживают нормы законопроекта, считая, что он повысит доверие туристов к отрасли и поможет «обелить» ее.