Историческое значение «крымской весны» обсудили в Совете Федерации

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему: «Историческое значение возвращения Крыма в родную гавань». Он был организован совместно Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Министерством обороны Российской Федерации. В обсуждении участвовали сенаторы (члены Комитета-организатора и представители Республики Крым), заместитель министра обороны России Андрей Картаполов, генеральный инспектор министерства обороны Юрий Балуевский, другие представители военного ведомства. Вел мероприятие председатель Комитета, генерал-полковник, Герой России Виктор Бондарев.

Историческое значение «крымской весны» обсудили в Совете Федерации
© ТК «Звезда»

В своем выступлении Виктор Бондарев напомнил, что Крымский полуостров уже более двухсот лет неразрывно связан с Россией, и многие события, происходившие в Крыму, являются неотъемлемой частью истории России и описаны в школьных учебниках.

В 2014 году российское руководство откликнулось на просьбу крымского Верховного совета о включении полуострова в состав нашей страны. Сенатор рассказал о законодательном обеспечении данного процесса.

«Для интеграции Крыма в правовое поле Российской Федерации нами были урегулированы вопросы применения норм Трудового, Уголовного, Уголовно-процессуального, Налогового кодексов, развития свободной экономической зоны, функционирования финансовой системы, тепло-водо и газоснабжения, пользования недрами, вопросы образования, социальной защиты, пенсионного обеспечения, культуры и туризма, развития курортной инфраструктуры, имеющие большое значение для жителей Крымского полуострова», – перечислил парламентарий.

С основным докладом выступил заместитель министра обороны России, генерал-полковник Андрей Картаполов. Он напомнил об исторической принадлежности Крыма России, об исключительно мирном его присоединении к Российской империи в 1783 году, и о неконституционном отчуждении Крымской области и Севастополя в пользу Украинской ССР против воли граждан.

«События февраля-марта 2014 года со всей очевидностью подтвердили, что генная тяга Крыма к России существовала даже под прессом его насильственной украинизации», – подчеркнул замминистра.

Отметив роль «вежливых людей» в защите крымчан от расправы со стороны украинских националистов, представитель военного ведомства подчеркнул, что в ходе событий весны 2014 года в Крыму не произошло ни одного вооруженного столкновения и не было человеческих жертв. Даже зарубежные эксперты признали действия российской армии во время крымской операции в высшей степени профессиональными.

«Решение на применение Вооруженных Сил России для стабилизации обстановки в Крыму принималось Президентом Владимиром Владимировичем Путиным с согласия Совета Федерации», – напомнил Андрей Картаполов.

Замминистра рассказал о колоссальной работе по инфраструктурному развитию, обустройству и военному оснащению новых регионов России, проделанной за семь лет. После возвращения на Родину Крым и Севастополь стали объектами еще более пристального внимания НАТО. Американские воздушные и морские суда регулярно приближаются к российским границам в черноморском регионе. Для пресечения угроз России на южном направлении была создана и постоянно укрепляется уникальная межвидовая группировка. В ее состав, помимо крупной военно-морской базы, вошли также вновь сформированные 22-й армейский корпус и две дивизии: одна – противовоздушной обороны, вторая – авиационная. На полуострове развернуты системы высокоточного оружия. Кардинально обновилась подводная компонента Черноморского флота: на боевое дежурство поступили подлодки, вооруженные «Калибрами», новые патрульные корабли, малые ракетные корабли, новейшие корветы, три дивизиона береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион».

За оборону крымского неба в первую очередь отвечает 31-я дивизия ПВО, перевооружение с 2016 по 2018 годы на самые современные комплексы противовоздушной обороны – С-400 «Триумф». По словам докладчика, группировка войск на крымском полуострове не оставляет ни единого шанса любому потенциальному противнику, который посягнет на территориальную целостность нашей страны.

Завершая свое выступление, Андрей Картаполов подчеркнул, что в отношении Крыма вопрос стоит не просто о стратегически важной территории, но и прежде всего о миллионах наших соотечественников, которые нуждаются в помощи и поддержке, об источниках нашей духовности и государственности.

«Это еще один бескомпромиссный фронт борьбы за историческую правду. В конце концов, это краеугольный вопрос национальной безопасности и обороноспособности России, ее настоящего и будущего», – подытожил он.

Генеральный инспектор министерства обороны Юрий Балуевский отметил огромное историческое, экономическое, военно-политическое и геополитическое значение возвращения Крыма в состав России.

«Крыму предстоит важнейшая роль в геополитическом противостоянии с националистической Украиной», – подчеркнул представитель Министерства обороны.

Также он назвал возвращение Крыма в состав России превентивным срывом планов НАТО по созданию на южных рубежах своих военно-морских баз.

«По сути, Крым – это непотопляемый авианосец России на Черном море. Это распределение базирования сил Военно-Морского Флота и вообще Вооруженных Сил на побережье Черного моря. Это контроль над водной, подводной, воздушной обстановкой на всей акватории. Конечно же это и контроль доступа иностранных судов и кораблей в акваторию Азовского моря. Это и сохранение нашего кратчайшего морского пути для Военно-Морского Флота России в стратегически важный регион – Средиземноморье. Это плацдарм обороны южных рубежей. Это и осуществление сдерживающих мер по предотвращению возможных военных провокаций и усложнение процесса принятия Украины в состав НАТО», – перечислил Юрий Балуевский.

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель от законодательного органа государственной власти города федерального значения Севастополя Сергей Колбин подчеркнул, что Севастополь всегда ощущал себя частью России: даже в «украинский период» там сохранялись патриотические традиции, уделялось большое внимание патриотическому воспитанию детей и молодежи, продолжал работу пост № 1.

«В то время, как в украинских учебниках активно переписывали историю Севастополя, историю Великой Отечественной войны, для школьников преподавался курс “Страницы истории Севастополя: от основания до настоящего времени”, где история полуострова преподавалась как неотъемлемая часть истории России», – сообщил сенатор.

Сергей Колбин подчеркнул, что каждый случай проведения учений НАТО на территории Крыма, каждый заход в Севастопольскую бухту военных и военно-транспортных кораблей стран североатлантического альянса сопровождался многочисленными протестными акциями. Севастопольцы воспрепятствовали установке якобы памятной лжетаблички на Графской пристани, фальсифицирующей историю Черноморского флота; не допускали марша украинских националистов по улицам города Севастополя и выступления их лидеров в местах массового скопления граждан.

Сенатор, возглавлявший на тот момент ОМОН «Беркут», поделился и своим личным опытом участия в воссоединении Крыма и Севастополя с Россией и воспоминаниями об этом.

«Когда на Украине шел государственный вооруженный переворот, я и мои бойцы севастопольского спецподразделения ОМОН “Беркут” находились на киевском майдане. Мы видели, как разваливалось государство Украина», - рассказал он.

Украинские националисты жгли и убивали не только кадровых сотрудников спецподразделений и сотрудников МВД, но и молодых «срочников» из внутренних войск, запугивали семьи правоохранителей, угрожая поджогами жилья и личного автотранспорта, устраивали бойцам спецподразделений коридоры позора, ставили их на колени, подавляя волю и оказывая морально-психологическое воздействия.

В это непростое время севастопольцы передавали омоновцам письма поддержки, детские рисунки, гуманитарную помощь.

«Когда мы вернулись в город, севастопольцы нас встретили, как героев на площади Нахимова. После такой встречи мы через три дня, исключив процедуру реабилитации, психологического восстановления личного состава, выдвинулись на север Крыма, понимая, что нельзя терять время. Мы понимали, что людям, восставшим против беспредела новых киевских властей, очень нужна была поддержка вооруженного и профессионально подготовленного подразделения для обеспечения охраны общественного порядка, пресечения провокаций и действий возможных диверсионно-разведывательных групп, появление которых тоже ожидали на полуострове», – рассказал Сергей Колбин.

Бойцы и ветераны спецподразделений «Беркут», ветераны МВД оборудовали блокпосты и заняли оборону на Крымском перешейке.

«Мы понимали, что, если против нас Украина двинет регулярную армию, долго мы не продержимся. Но мы знали, что можем положиться на помощь военнослужащих Черноморского флота, а также на бойцов крымского подразделения ОМОН “Беркут” – наших коллег», – сообщил парламентарий.

По словам Сергея Колбина, помимо работы на блокпостах и железной дороге по пропускному режиму, приходилось организовывать отряды ополчения самообороны, возможное подполье, взаимодействие с местными жителями, заниматься организацией полевого водоснабжения и питания, обеспечением безопасными продуктами питания, банно-прачечное обеспечением, разъяснительной работой среди населения приграничных населенных пунктов, сбором оперативной информации у водителей пассажирского проходящего автомобильного и железнодорожного транспорта, перепроверкой полученной информации, пресечением факторов мародерства в близлежащих населенных пунктах, работой по контролю за ситуацией по всей длине виртуальной государственной границы, которая была проложена между тремя блокпостами, работавшими на тот момент на севере Крыма, приемом сотрудников – беженцев ОМОН «Беркут» с территории Украины и членов их семей и их проверкой, организацией взаимодействия с силовыми структурами Красноперекопска, Армянска, Джанкоя, кубанским казачеством и руководством Автономной Республики Крым.

«Так совместными усилиями удалось не пропустить на территорию Республики ложный конвой с просроченными медикаментами и специалистами по подрывной деятельности, которые рвались на территорию украинских войсковых частей, замаскированные под специалистов международной организации “Красный крест”. Удалось не пропустить якобы представителей миссии ОБСЕ, которые почему-то находились в форме натовских офицеров. Транспорт, который водители отказывались предоставить к осмотру, приходилось разворачивать обратно в сторону Украины. Когда был подписан Договор о вступлении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, это было непередаваемое ощущение счастья», – заключил сенатор.

Член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти Республики Крым Сергей Цеков рассказал об аналогичном пророссийском движении в Крыму в «украинский период». Оно сформировалось на полуострове в 90-х годах: множество организаций лоббировало идею единения с Россией, основная масса людей протестовала против насильственной украинизации. Были учреждены праздники и памятные даты, связанные с Россией и свидетельствующие об общей истории.

«Мы не допустили американского присутствия в Крыму на гражданском уровне. Начиная с 1997 года, проводили мероприятия против учений Sea Breeze в Крыму. Мы проводили массовые шествия, мы не допускали высадки десанта на берег озера Донузлав. Не допустили открытия американского поста присутствия в Крыму», – проинформировал законодатель. Он подчеркнул, что воссоединение Крыма с Россией – это фактически апогей всего того, что происходило в Крыму с начала нулевых годов и до 2014 года.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым Ольга Ковитиди рассказала, как весной 2014 года по поручению председателя правительства Республики Крым Сергея Аксенова руководила крымским силовым блоком.

«В сферу моей ответственности входили вооруженные силы Украины, военно-морские силы Украины, национальная гвардия, государственная пограничная служба, СБУ, прокуратура, органы внутренних дел, система исправительных учреждений и санаторно-курортный комплекс, который к тому времени необходимо было действительно защищать, поскольку имущество активно вывозилось и предпринимались меры к уничтожению того имущества, которое внутри и самих зданий. Этой работой я непосредственно занималась», – перечислила сенатор.

Она напомнила о событиях весны 2014 года и заявила о легитимности назначения Сергея Аксенова на пост председателя крымского Правительства, о привычке крымчан жить по закону и о региональном спецподразделении ОМОН «Беркуте» как о последнем оплоте, отстаивавшем в то время законную власть в Крыму.

Ольга Ковитиди заверила, что именно благодаря ее участию процесс вхождения Крыма в состав России был организован по-настоящему легитимно.

«Я объяснила, что я не буду выполнять приказ Аксенова положить всех на пол и поднять флаг российский, потому что прекрасно понимаю, что вы – офицеры (примечание: представители украинских вооруженных сил), вы принимали присягу, я уважаю, многих детей ваших я учила, будучи ректором, многих из вас знаю, помогала. Мы же в Крыму одна семья. Но давайте дождемся результатов референдума, и тогда примете решение по своей совести. Но для того, чтобы не было искушения применить оружие, друзья мои, давайте мы возле всех складов с вооружением, комнат с вооружением поставим по одному военнослужащему – один ваш, один наш. Они согласились. А по уставу, если на территории воинской части находится солдат других вооруженных сил, часть считается сдана. И получилось, что мы их разоружили. Шесть часов это у нас длилось, но у нас это получилось», рассказала сенатор.

Также в своем выступлении сенатор заявила о важности наличия государственной идеологии, которая должна заключаться не только в патриотизме, но и в национальном единстве России.

Подводя итоги обсуждения, Виктор Бондарев подчеркнул стратегическое значение возвращения Крыма в родную гавань.

«И Крым, и Калининградская область – это два наших непотопляемых авианосца, это два наших форпоста. На обоих направлениях Родина делает все для того, чтобы и обеспечение военной безопасности, и социальная защита граждан, проживающих в Крыму и Севастополе, находились на высоком уровне», - отметил Виктор Бондарев.

Он предложил принять проект рекомендаций за основу, а прозвучавшие в ходе «круглого стола» дополнительные рациональные инициативы направить в аппарат Комитета.