Новости путешествий
Отдых в России
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Колокола на лом, Библию – под запрет

Наталья Дремова
Симферопольские школьники писали в горсовет требования "свести до минимума колокольный звон, мешающий заниматься". Сельские активисты строчили корреспонденции о "возмутительных" фактах, когда дьяконы руководили хоровыми кружками в клубах, а священники обучали грамоте в избах-читальнях. Руководители районов получали планы по заготовке лома колокольной бронзы и указания по использованию культовых зданий.
В 1928-1931 годах Крым погрузился в эпоху шельмования священнослужителей, закрытия храмов, агрессивную антирелигиозную пропаганду.
11 марта 1931 года были запрещены ввоз, издание и продажа Библии в СССР.
"Ненужная" книга
По газетам того времени создавалось впечатление, что вот-вот наступит эпоха тотального материализма, осталось только задавить отдельные пережитки и их носителей.
Новый запрет, оформленный в виде постановления Наркомпроса и Наркомторга, должен был окончательно поставить точку в деле снабжения Страны Советов "ненужной" религиозной литературой.
Справка
На самом деле к окончательному запрету Священного писания власти СССР шли постепенно. Российский историк хронологию борьбы с Библией представил вот так:
- 1923 г.: антирелигионая комиссия (АРК) стала органом, который выдавал разрешение религиозным общинам на издание Библии в стране.
В 1928-1931 годах крымские газеты много места отводили для антирелигиозных материалов. "Красный Крым", 1929 г.- 1927 г.: выдается последнее разрешение на ввоз священной книги от АРК. Его получили лютеране, на 5 тысяч экземпляров на немецком языке.
- 1928 г.: антирелигиозная комиссия решила обложить максимально возможным налогом ввозимые в страну Библию и Евангелие. И в этом же году приняла генеральный запрет на ввоз религиозной литературы из-за границы. Однако с возможностью сделать исключение в особых случаях.
- 1929 г.: Комиссия постановила: "ограничить ввоз в СССР религиозной и так называемой религиозно-нравственной литературы, вплоть до полного запрещения некоторых ее видов, независимо от того, каким бы порядком эта литература в СССР не направлялась — почтой, по железной дороге или иным путем".
Всего пять раз
Новое постановление от 1931 года было доведено в первую очередь до таможни и портовых властей. До регионов оно дошло позже, а на практике могло применяться там, где требовалось найти формальное основание для уголовного преследования. Одно дело вменить "врагу народа" прокламацию с антисоветскими призывами и совсем другое — изъять листовку с цитатами из Библии и весьма вольными толкованиями. Ни цитировать, ни объяснять содержание не запрещено. А вот выйти на нелегальных "издателей" для чекистов было важно: формировалось очередное групповое дело.
Не сразу и после Великой Отечественной войны, когда прекратились гонения на церковь, в СССР разрешили издавать религиозную литературу. Это случилось только в 1956-м, и весь тираж был распределен между храмами, семинариями и священнослужителями. С того времени и до начала "перестройки" в СССР Библию издавали всего пять раз.
Советский антирелигиозный плакат, 1930 г. А впервые разрешение на ввоз из-за границы получили баптисты в 1979 году. То есть почти 50 лет прошло
Не участвовать, не вступать
В 1966 году появилось разъяснение статьи УК о том, что является нарушением законов об отделении церкви от государства и школы. В числе прочего значилось "изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах".
Именно эту статью часто применяли против религиозных общин, не относяй церкви.
В Крыму "крайними" обычно оказывались баптисты: их было больше всего. В 1972 году в Саках судили пресвитера и трех активистов такой общины. Они проповедовали крайнюю, нетерпимую к государственному строю политику, требуя от паствы отказ не только от житейских радостей вроде праздников, посещения клубов, кино, театров. Юношей агитировали не идти в армию, остальных — не участвовать в выборах, не вступать в любые советские объединения. Под УК среди проступков сакских баптистов подпадали вовлечение детей в общину и запрещенная литература, в том числе "самиздатовские" экземпляры Библии.
Туристы пытались ввезти
Библии в Крым для распространения много раз пытались ввезти иностранцы. В одной из справок УКГБ по Крымской области 1973 года отмечалось, что в гостиницах Ялты, где останавливаются иностранные туристы, при уборке номеров часто обнаруживаются "зарубежные печатные материалы на русском и иностранных языках". Горничных даже инструктировали, в какие места номеров следует обязательно заглянуть и куда нести находки. "Находят под коврами, за картинами, незаметно втиснутыми в различные места диванов, стульев и кресел. Формат подобных изданий, как правило, небольшой. Видимо, они специально печатаются для подметного распространения", — уточнялось в справке.
Обложка журнала "Огонек" 1929 года\: продавать Библию еще можно В Крым в то время приезжали представители Брукидетелей Иеговы", международных союзов евангельских христиан-баптистов, пятидесятников. Они пытались связываться с единомышленниками, и каждая из этих встреч попадала "на карандаш" КГБ.
В 1973 году в Ялте туристы из США Давидюк и Кисленко смогли совершить выгодный обмен с местными баптистами. Американцы вручили им Библии, а те — материалы о том, как угнетают верующих в СССР. Но вывезти материалы иностранцам не удалось.
В молодежном лагере "Спутник" в Гурзуфе случился скандал с группой членов Ассоциации молодых христиан Америки. Несколько дней гости восхищались природой, наслаждались общением и вниманием, а потом "На свет божий стали появляться в "Спутнике" книжонки на русском языке иностранного образца, — описывалась эта "идеологическая диенн Ивана Тимофеева "Визитеры из другого мира". — Их тайком старались подсунуть советским туристам, отдыхающим в лагере, прибегая при этом к самым подлым ухищрениям "
Среди того, что "старались подсунуть", были книги о прекрасной жизни в США, религиозные брошюры и Библии. Директор "Спутника" обратился в таможню, ее работники изъяли из багажа американцев всего более 170 книг и брошюр. Владеть этой "библиотекой" те могли, а вот распространять не имели права.
Уголовный Кодекс РСФСР 1950 года издания\: здесь еще ничего нет об ответственности за религиозный "самиздат"
***
В самом конце 80-х, уже во время перестройки, религиозная литература, в том числе и Библия, перестали быть дефицитом. Ее стали завозить, издавать, продать Священное писание в магазинах, на книжных ярмарках, в храмах. Сегодня Книгу может приобрести любой желающий. А вот жить по заповедям, описанным в ней...