Обнимая небо женскими руками
<p>В этот ласковый солнечный день пристегнуть себя на несколько часов к компьютеру меня заставили сразу несколько информационных поводов. Во-первых, наступила календарная Весна-красна. Как не сказать о пробуждающейся природе, о веселом щебетании птиц, о пропитанном свежестью цветочных ароматов воздухе. Во-вторых, на днях в моем любимом виде спорта воздухоплавании победителями гонки аэростатов «Кубок вызова» под Нижним Новгородом стали пилоты Наталья Иванова и Иван Меняйло, преодолевшие за световой день расстояние в 223,189 км. Наконец, сегодня красный день календаря - Международный женский день. В России - это праздник Весны, Любви, Красоты и Нежности. </p><p>Об отважных женщинах, – космонавтах, геологах, летчицах - написано немало. Мне же в день 8 Марта захотелось рассказать о тех, с кем довелось плавать по воздуху в одной корзине аэростата, вспомнить тех, кто помогал и помогает возрождать славные традиции российского воздухоплавания. </p><p>Славные традиции – сказано так не ради красного словца. В качестве доказательства - всего лишь две истории двух замечательных женщин.</p><p>Отдельной повести, а то и целого романа заслуживает жизнь Прасковьи Юрьевны Гагариной (урожденная Трубецкая), которая во время русско-турецкой войны сопровождала мужа князя Федора Гагарина в Яссы. Прославилась она еще и тем, что дала пощечину светлейшему князю Григорию Потемкину. Впоследствии последовала за супругом в Польшу, где князь Гагарин был убит во время восстания в Варшаве, а саму Прасковью на полгода заключили под стражу. В плену она родила дочь Софью.</p><p> С фамилией Гагарина она была просто обязана стать первой в России женщиной-воздухоплавателем. В полет ее пригласил приехавший в Москву парижанин Андре-Жак по фамилии Гарнерен. 2 октября 1803 года вместе с французским аэронавтом она в Москве взлетела с площадки на месте нынешнего Курского вокзала и примерно через 30 км приземлилась в подмосковной усадьбе Остафьево. По иронии судьбы в это время здесь жил и писал «Историю государства Российского» ее возлюбленный, но так и не ставший мужем Прасковьи, Николай Карамзин. Правда, позднее они все-таки породнились - дочь Гагариной вышла замуж за сына Карамзина.</p><p>Удивительна судьба женщины-пилота Людмилы Васильевны Ивановой (Эйхенвальд) уже из другой эпохи - советской. В 1932 году Людмила после окончания Воздухоплавательной школы ОСОАВИАХИМа была направлена на предприятие «Дирижаблестрой» в нынешнем городе Долгопрудный. С 1932 по 1940 годы она - пилот-воздухоплаватель эскадры дирижаблей Гражданского воздушного флота СССР. В качестве штурвальной, помощника командира и командира корабля Людмила Иванова освоила полеты на аэростатах различных объемов и дирижаблях всех существовавших тогда типов. Вот как о ней и ее подругах в 1934 году писала газета «Советский дирижаблист»: «В Московском Центральном порту дирижаблей также имеется ряд женщин, которые путём неустанной работы над собой, грызя гранит науки, овладевают техникой кораблевождения. Этот полет (речь идет об агитполете 8 Марта), как и предшествовавшие ему и будущие полёты на сфериках и дирижаблях, постепенно, шаг за шагом закаляют женщин-воздухоплавательниц и помогают им овладевать техникой пилотирования».</p><p>Потом была Великая Отечественная война. В 1943 году самолет с бортрадистом Ивановой был сбит вражескими истребителями. Людмила получила тяжелейшие травмы ног и позвоночника. Сказать, что возвращение ее к воздухоплаванию было непростым, значит, не сказать ничего. Больше года на госпитальных койках. Потом заново училась ходить. После еще год посещала различные медицинские комиссии, добиваясь разрешения летать. Пять комиссий отказали. Шестая разрешила «летать без физических нагрузок». В 1945 году отважная женщина была зачислена в штат Центральной аэрологической обсерватории и допущена к полетам на аэростатах. За все время Людмила Васильевна Иванова налетала 3105 часов 54 минуты!</p><p>Сегодня в России примерно 20 активно летающих женщин-пилотов тепловых аэростатов. К слову, год от года число наследниц братьев Монгольфье растет. А ведь еще в конце 80-х начале 90-х годов женщин-пилотов можно было пересчитать на пальцах одной руки. Лично был знаком с четырьмя славными покорительницами воздушного океана. Не могу не назвать их поименно – Татьяна Мильяненко, Елена Разина, Наталья Баженова и Людмила Ушакова.</p><p>До мельчайших деталей помнятся мне полеты в Великих Луках с Татьяной Мильяненко и ее мужем Александром. Неуправляемый по сути аэростат при посадке в аэропорту они заводили на глиссаду сродни современному аэробусу. Выверенная траектория полета, мягкое скольжение по взлетно-посадочной полосе и мы обретаем земную твердь. Не один год радовала и восхищала нижегородцев своими бесстрашно-красивыми полетами на ярком шаре Елена Разина. Наталья Баженова до сих пор вспоминает один из интереснейших полетов на аэростате над Москвой: «Я пролетела над своим домом и мама с балкона махала мне рукой». А уж как в минувшие годы уверенно управляла дирижаблем в небе над Санкт-Петербургом, Омском или на чемпионате мира во Франции Людмила Ушакова – словами не передать, это надо было только видеть.</p><p>Почему люди мечтают летать? Этот вопрос я задавал воздухоплавателям сотни раз. Логика рассуждений пилотов-мужчин мне близка и понятна – адреналина не хватает, душа жаждет свободы, нужен отдых от повседневных бытовых забот, это просто моя работа… А вот почему некоторые представители слабого пола стремятся летать, что манит милых дам в небесные дали - для меня все еще большая загадка. Зачем они, хрупкие создания, любимые жены и мудрые матери, презрев домашний уют, воспаряют над облаками? </p><p>«Для меня полёт на аэростате стал дорогой к внутренней гармонии. В небе мне очень комфортно, приятно, уютно и эмоционально тепло, а все проблемы остаются на земле. Наверное, это ощущение более всего соответствует философской концепции христианского рая», - уверена тулячка Юлия Селезнева.</p><p>«Где можно увидеть и почувствовать всю красоту своего родного края? Только в небе. А кто может показать эту красоту всем - только пилот», - считает Галина Стегалина из Великих Лук. И добавляет, что превращение в пилота - это все-таки судьба и огромная доля везения.</p><p>«Стремление подняться в небо было всегда. Детская мечта бегать по облакам переросла в стремление покорить небесные просторы. Когда человек впервые видит аэростат, в нем просыпается ребенок, и вера в мечту оживает даже в самом унылом скептике. А мы помогаем осуществить эту мечту», - делится своими мыслями Наталья Иванова.</p><p>«Воздухоплавание - здесь я в своей стихии. Каждый полет не похож на другой. Мой маленький мир все время расширяется и растет. Новые люди, события, встречи — все меняется, трансформируется и остается навечно в твоей памяти. Нескончаемое удовольствие», - это из воспоминаний Елены Разиной.</p><p>В этот праздничный день хочется особо поздравить и низко поклониться пилотам аэростатов Диане Насоновой из Подмосковья и Марине Федоровой из Великого Новгорода. Для Дианы и ее супруга воздухоплавание стало одновременно семейным бизнесом, любимым хобби и делом всей жизни. На счету Марины национальный женский рекорд высоты (4 353 метра) и рекорд по дальности полета. Но самое главное достижение этих замечательных женщин иное – каждая из них подарила семье и миру по три ребенка. Подрастает наша воздухоплавательная смена!</p><p>Вот что на днях выдала в соцсетях Юлия Селезнева: «Чем старше я становлюсь, тем моложе и бесшабашнее себя ощущаю… Чувствую, путной старухи из меня не выйдет!» Отсюда и мой вывод: российские женщины-пилоты аэростатов – это непредсказуемые и восхитительные создания. Так пусть же каждый ваш полет, дорогие женщины, будет безопасным, успешным и красивым. Будьте здоровы и счастливы. С праздником 8 Марта!</p>