Дорога к храму. Что ждет паломников в Сантьяго-де-Компостела

В наши дни паломничество не всегда носит лишь религиозный характер. Для одних это - путешествие, для других - способ на пару месяцев изменить жизнь, третьи хотят испытать себя: ведь преодолеть пешком или на велосипеде сотни километров – это в каком-то смысле подвиг. Наконец, многие хотят попросить доброго святого о чуде. Теперь вы понимаете, зачем тысячи людей ежегодно совершают паломничество в галисийский город Сантьяго-де-Компостела к мощам святого Иакова.

Дорога к храму. Что ждет паломников в Сантьяго-де-Компостела
© Главгосэкспертиза России

Иаков и его младший брат Иоанн (будущий Иоанн Богослов) родились в Галилее в семье рыбака Заведея. Повстречав Иисуса Христа, они стали его ближайшими учениками. Именно братья Заведеевы вместе с апостолом Петром стали свидетелями Преображения Христа. После воскресения и вознесения Иисуса Иаков участвовал в устроении первых христианских общин, за что иудейский царь Ирод Агриппа казнил его. Случилось это в Иерусалиме в 44 году.

Последователи Иакова положили саркофаг с телом апостола в лодку и пустили ее в море. Лодка чудесным образом преодолела все Средиземноморье, перешла Гибралтарский пролив и пристала к атлантическому побережью современной Испании возле города Ирия Флавия. Саркофаг был сплошь облеплен раковинами морского гребешка – с тех пор эти красивые раковины стали атрибутом святого Иакова и одним из символов христианства. Кстати, во Франции самих моллюсков называют именем апостола – сен-жаками.

Из Ирии ученики Иакова перенесли его тело на гору Либердон, где и похоронили апостола. Почти через восемьсот лет местный монах обнаружил гробницу Иакова, а в ней – его нетленные мощи. На этом месте, названном Компостелой (то есть, «обозначенное звездой») построили церковь, которую затем сменил величественный собор, – его строительство закончилось в 1211 году.

По легенде, еще при жизни святой Иаков совершил далекое путешествие в Испанию с миссионерскими целями, именно поэтому он стал покровителем паломников. Апостол помогал испанцам в их битвах с маврами и стал покровителем Реконкисты. Так, например, в 844 году астурийский король Рамиро I отказался отдавать сарацинам положенную дань – 100 прекрасных дев. В результате разыгралась великая битва при городке Клавихо. В разгар сражения явился Иаков верхом на белом коне. Это так воодушевило испанцев, что они выиграли битву несмотря на превосходившие силы противника. С боевым кличем «Сантьяго!» христиане бросались в драку, а сам апостол получил имя «Сантьяго-Матаморос» (Мавробойца).

Сегодня святой Иаков считается небесным покровителем Испании, а город Сантьяго-де-Компостела со времен Средневековья стал третьей по значимости католической святыней после Рима и Иерусалима. Каждый год сюда совершают паломничество более миллиона человек.

Существует множество пилигримских путей в Сантьяго-де-Компостела под общим названием Camino de Santiago («Путь святого Иакова») – или просто El Camino, «дорога»: в этом случае в идею паломничества вкладывается более широкий философский смысл. Старейший из путей – Арагонский (протяженностью 970 км), он начинается в Тулузе и проходит через Беарн. А еще есть Португальский (через Туй, Понтеведру, Падрон) и Восточный пути, берущие начало на юге. Также существует Английский путь для паломников с Британских островов и живописный Прибрежный путь, который проходит по берегу Атлантического океана, большей своей частью – через Страну Басков, Кантабрию и Астурию. Но самая популярная, самая главная пилигримская дорога – это Французский королевский путь (876 км), по нему в VIII веке прошел император Карл Великий, освободив попутно от мавров Кастилию, Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху. Королевский путь начинается в наваррских Пиренеях, минует Ронсевальское ущелье, где погиб герой средневекового эпоса Роланд, и следует далее через Наварру, Ла-Риоху, Бургос, Паленсию и Леон.

Еще в раннем средневековье, с одобрения Папы римского, люди, совершившие паломничество к мощам святого Иакова, стали получать право на прощение грехов. Так по El Camino отправились первые тысячи пилигримов, а монастыри, расположенные по великому пути, стали для них пристанищами.

В наши дни все происходит примерно так же: люди идут по Дороге Иакова пешком, посвящая этому процессу несколько недель. Они устают, сбивают ноги, отчаиваются, но все же находят физические и духовные силы двигаться дальше. И это - настоящее испытание. К счастью, паломнические дома стали гораздо уютнее, чем во времена Средневековья (хотя внешне и выглядят, как восемьсот лет назад), а инфраструктура – более развитой. В каждом населенном пункте, который стоит на Пути святого Иакова, есть пункты регистрации паломников и магазины с экипировкой для них – походными ботинками, прочными куртками, рюкзаками. Здесь же можно раздобыть и деревянный посох – ни один паломник не обходится без него. Впрочем, роль посоха могут играть и палки для скандинавской ходьбы. На посох паломники вешают ракушки морского гребешка. Знаком ракушки маркируются и паломнические маршруты.

Здоровый паломник проходит маршрут примерно за месяц. Чтобы получить сертификат паломника, следует преодолеть пешком не менее 100 км (200 км для велосипедистов или всадников). Это же обстоятельство служит основанием для частичного отпущения грехов. Если же человек отправится в паломничество в год св. Иакова (когда 25 июля, день святого, выпадает на воскресенье), то такому паломнику отпустят сразу все грехи.

Рано или поздно все пути Иакова приводят паломников к Сантьягскому собору, которому, напомним, в этом году исполняется 810 лет.

К этому зрелищу невозможно подготовиться. Даже если человек видел изображения знаменитого собора и знает о его гигантских размерах, он все равно будет раздавлен его величием. Раздавлен, но и возвышен.

За свою долгую историю собор успел пережить несколько реконструкций, поэтому сегодня в нем сочетаются черты и готики, и барокко. Купола возвышаются над городом на высоте 80 м, а трехнефное пространство занимает более 8 000 кв.м. Все фасады собора оформлены по-разному, и каждый представляет собой произведение искусства. Входной портал здания, созданный в XII веке, украшен 200 скульптурами, а колоннада портика у западной стены собора покрыта фигурами библейских персонажей.

Внутри собора находится самое большое в мире паникадило (по-галисийски – Botafumeiro, «испускающее дым»). Оно весит 80 кг, а в высоту достигает 160 см. Для того, чтобы раскачать его, требуется усилия восьмерых служителей храма, а на его наполнение уходит 40 кг угля и ладана. Поговаривают, что в свое время оно исполняло роль своеобразного освежителя воздуха и заглушало запах, исходивший от многочисленных немытых паломников. Изготовлено ботафуймейро было в XV веке на деньги Людовика XI. В 1809 году его похитили солдаты Наполеона. Нынешнее ботафумейро изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году из сплава латуни и бронзы, оно покрыто тонким слоем серебра.

Мощи Иакова хранятся под спудом в капелле собора. Обычно она закрыта, католики молятся у стены. А сразу за алтарем собора находится постамент с троном, на котором восседает деревянное изваяние апостола. Ему надо положить руки на плечи и высказать все, что копилось в душе все время паломничества. Так завершается путешествие, которое длилось много дней и километров.

Но ведь смыслом его был не результат, а процесс…

Фото: Яндекс-дзен, espanarusa.com, ispaniagid.ru