Как парень из Волгограда сделал зимний мотоцикл, бросил все и доехал до края Русского Севера

Волгоградец Стас Небожаев доехал на мотоцикле «Урал» до самого края Русского Севера и обратно — ему не помешали ни российские дороги, ни метели, ведь всю свою экипировку он подготовил сам. «Лента.ру» поговорила с путешественником о поездке, людях и жизненной философии.

Как парень из Волгограда сделал зимний мотоцикл, бросил все и доехал до края Русского Севера
© Lenta.ru

«Лента.ру»: Как начались путешествия на мотоцикле? Ты ведь не первый раз так далеко поехал.

Стас Небожаев: Это давно началось. Я был в армии, познакомился с девчонкой в интернете, и она мне порекомендовала группу «Пикник». Мне у них понравилась песня «От Кореи до Карелии», заинтересовался, где это — Карелия? Посмотрел фотографии, места там, конечно, офигенные. Подумал, что надо туда сгонять.

И когда домой пришел, решил, что надо ехать туда на мотоцикле. В 2014-м купил себе мотоцикл, но никак не мог собраться — все время находил отговорки... Так прошло два года, и только в начале 2016-го я стал собирать информацию и как следует готовиться. Решил: если не в этом году, то уже никогда.

Когда сидел и прописывал маршрут, мне написала еще одна подруга, знакомая только по интернету. Узнала, что я еду в Карелию, — и ради прикола предложила взять ее с собой. А я согласился. Мы впервые увиделись вживую за день до старта — и поехали. Это было небольшое путешествие, всего чуть больше пяти тысяч километров. А на следующий год я поехал с другом в Монголию и на Байкал: получилось больше 13 тысяч километров.

Выходит, ты один раз в сезон это делаешь, зимой и летом?

В прошлом году использовал отпуск. На флоте мы много перерабатываем — по 12 часов вместо 8. А оплачивать эти переработки у начальства возможности нет, и нас вытурили в отгул длиной в пять месяцев. И я подумал: почему бы не устроить большое путешествие? Осталось закончить приготовления и выезжать.

Как ты решил, что поедешь именно туда, на край света?

У меня список дел на жизнь есть — подобный, наверное, у каждого есть, кто такой фигней страдает. Он постоянно дополняется, что-то я вычеркиваю. И когда в него пишешь, думаешь, что описываешь мечту всей жизни, а потом вдруг понимаешь, что она куда ближе, чем кажется.

Зимнее путешествие на мотоцикле было в моем списке: многие люди на этом ломаются. Кто-то переоценивает свои возможности, кто-то не понимает, на что идет, — мало людей, которые всерьез так путешествуют. Много кто рисуется, едет ненадолго ради фоток, показать — «посмотрите, у меня стальные яйца». А вот долго ехать и получать от этого удовольствие — это уже сложно. И мне стало интересно проверить: мое это или не мое.

Зимняя поездка — к тому же еще и способ доказать себе: я могу катать круглый год, даже когда отпуск не попадает на теплое время, и никто, желающий мне с этим подгадить, ничего сделать не сможет.

Что по деньгам? Во сколько тебе вышла вся эта поездка?

По деньгам — сам кунг (так Стас называет одноместный самодельный фургон на месте коляски мотоцикла, предназначенный для обогрева и ночевки, — прим. «Ленты.ру») обошелся мне в 50 тысяч, я его делал своими руками.

Очень помог сэкономить друг, который писал код для бортового компьютера: мы поставили внутрь датчики дыма, угарного и углекислого газа, и компьютер в экстренном случае сам открывал дверь, включал по необходимости вентиляцию и запускал сирену. А в обычное время просто поддерживал температуру, вовремя сбрасывая горячий воздух. Потом я выяснил, что такой код стоил бы мне на стороне 35-40 тысяч рублей.

У тебя еще был какой-то удивительный обогревающий костюм.

Да там все совсем просто. По сути, это кабель для теплого пола, протянутый через комбинезон и перчатки. Мама помогла сшить.

Какие самые тяжелые испытания были на пути?

На самом деле, какой-то жести, к которой я готовился, не было. Меня пугали, говорили, что лезу туда, где на джипах не проезжают. Я знал, что меня может замести на трассе, что я могу застрять в кювете, тщательно готовился к тому, чтобы выжить в таком случае, все просчитывал. Но ничего такого не случилось.

Самое сложное случилось, наверное, в Ивановской области — я по пути заезжал к друзьям в Нижний. В 100 километрах от Иваново я поймал яму колесом. Сломалось крепление амортизатора — колесо заклинило, повело в сторону, одновременно с этим от повреждения проводки вырубились фары. Я затормозил, некоторое время не мог разобраться. Посидел 20 минут, ничего не делая, на обочине, и понял, что случилось. Пошел, срубил деревце и закрепил ствол, так и поехал до ближайшего поселка, где нашлась помощь. И вот еду я с аварийкой по шоссе, с этим бревном, вперед торчащим, — и стоит патруль. Один мент смотрит и не поймет, что это такое едет, как маленький трехколесный танк c дулом. Уже начинает поднимать руку с жезлом, и тут второй его останавливает. В итоге спокойно проехал мимо.

Хорошо, правда, что это случилось на коротком перегоне, а не в глуши — с бревном было бы очень долго добираться, не будь поблизости населенных пунктов.

Опиши еще раз маршрут подробно.

На все ушел 31 день. Чисто ездовых дней в одну сторону было девять, обратно — семь.

Что на Севере запомнилось больше всего?

Ну, северное сияние, естественно. Ну и природа — елки заснеженные вдоль дороги, как на картинке, не то что наша южная зима со слякотью. Погода на Кольском полуострове, которая меняется, как женское настроение. Отвернешься — солнце сменилось сильной метелью, а потом тут же обратно. И на дороге это сказывается: два дня трасса открыта, три — закрыта.

Что, как ты думаешь, заставляет людей срываться с места? Что в тебе такое загорелось, что ты взял и поехал за полярный круг на мотоцикле?

Сейчас мне уже кажется, что это нормально — то, что я делаю. Но до какого-то момента я не мог отделаться от того, что навязывают со стороны: надо семью, надо детей... А потом поймал себя на мысли — а кому надо-то? Я могу этого не делать и жить той жизнью, что мне в кайф. Если ты никому не вредишь и не делаешь ничего противозаконного, то заниматься же можно чем угодно!

А что заставляет именно с места срываться — к этому я пришел после одной невеселой истории о хрупкости жизни. В 2015 году я попал в аварию, оказался в больнице. Начались проблемы с шеей, с позвоночником, на которые я долго забивал, не смертельно же. А потом меня как скрутило, снова попал в больницу. И тогда-то и сформировалось понимание. Когда слышишь про аварии, смерти, катаклизмы, думаешь — это все не со мной случается. А ведь если бы я чуть сильнее повредился, стал бы овощем. И что же, выходит, всю жизнь так и отжил? А ведь я же ни хрена не сделал.

С тех пор все стало очень просто — в такую логичную цепочку выстроилось. Так что в путь меня двигает боязнь просрать свою жизнь, ничего не сделать в рамках собственного мира. Поэтому у меня группа во «ВКонтакте» называется «Один/Ноль»: как бы ты ни устроил свою жизнь, ты играешь со смертью. И как бы ты хорошо ни играл, счет будет один-ноль в ее пользу.

У тебя в группе больше тысячи подписчиков. Есть кто-то, кто просто задает технические вопросы, но есть ведь и друзья в разных городах, которые помогли тебе удачно завершить путешествие. Откуда они взялись?

Все мое путешествие — это именно люди: без них это просто поездка без особого смысла. А друзья — это же не просто возможность получить экстренный ремонт по пути: в этих городах у меня фактически нашелся дом.

Например, Леонид из Мурманска случайно нашел группу в ВК и позвал меня в гости. Я особого значения не придал: меня часто так зовут, и в итоге оказывается, что из простого любопытства, не всерьез. Заедешь куда-то, а тебе: «Здорово! Прикольно, что увиделись, ну ладно, я поехал», и не понимаешь, зачем ты заезжал. Поэтому я свою дорогу подробно никогда не расписываю — чтобы у людей не формировать ожидания, не подчиняться их желаниям.

И я написал просто точку — 69-я параллель. А Леонид мне пишет, мол, приезжай в Мурманск, я тебя у себя поселю. И оставил мне квартиру, я в ней побыл недолго. А потом оказалось, что у него и в Териберке квартира! Он мне и от нее дал ключи, я там остановился на 3-4 дня и здорово сэкономил — снимать там стоит дорого, тысячи по четыре за сутки. Такие вот бывают люди, которым не пофигу на других, которые готовы помочь. А ведь некоторые не только не помогают, а наоборот — стараются напакостить!

Были и такие?

Да, были негативные комментарии. Я когда только планировал, кто-то написал, что я со своим кунгом доеду только до первого поста ДПС. Я от этого на такую измену сел, что, когда выехал, очень боялся. Но решил, что если первый пост объеду, буду потом очковать до конца поездки. Хотя бы попробую проехать.

Остановили меня, подлетает полицейский — я думаю, ну все, хана мне. Он у меня спрашивает: «Это что у тебя такое?» Ну, кунг, говорю. А он мне: «Можно сфоткать?» В итоге мы с ними поболтали хорошо, они мне удачи пожелали, и я дальше поехал.

В целом на такие комментарии я не реагирую — но, как видишь, иногда случается, что они попадают на неприятное настроение.

Так что о друзьях?

Про каждого моего друга можно написать отдельную повесть. Свои, настоящие люди, всегда как будто случайно появляются — правда, в случайности я уже не верю. Это судьба, ну или космос, рандом тех, кого надо, сводит. Все неслучайно происходит: нужно только настроиться в резонанс со Вселенной, что ли, позитивно мыслить — и все идет как по маслу, попадаются хорошие люди. Настрой решает все.