Миллионы туристов в Москве существуют лишь на бумаге

Внутренний туризм позволил туротрасли сдержать удар пандемии, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на прошлой неделе. Он приводит цифры: в 2020 году город принял 13,6 млн туристов, в том числе 12,8 млн из других регионов России. Специалисты не разделяют оптимизма столичного градоначальника: вместо подсчета поголовья туристов они предлагают сосредоточиться на финансовых показателях и заняться повышением рентабельности туризма.

«Пустая, как в Олимпиаду-80»

По данным столичной мэрии, в 2020 году Москву посетило 13,6 млн туристов, на 43% меньше, чем ранее. Однако мэр Москвы Сергей Собянин доволен: «Этот результат мог бы стать катастрофой. Но в действительности туристическая индустрия Москвы выдержала этот удар. Предсказуемо, что путешественников из зарубежья практически не было. Около 800 тыс. иностранных туристов – это люди, успевшие побывать в городе в январе-феврале прошлого года. Но ставка на внутренний туризм вполне оправдала возлагавшиеся на нее надежды. В 2020 году в столице побывало 12,8 млн гостей из других регионов страны».

Специалисты по туризму, обсуждая новость в профессиональной группе «Трэвел Президиум», не разделяют оптимизма градоначальника и подвергают сомнению приведенные цифры.

Во-первых, по данным ФСБ, в 2020 году в Российскую Федерацию из-за рубежа с целью туризма въехало всего 336 тыс. человек. Как в Москве могло оказаться 800 тыс.?

Во-вторых, непонятно, кто и как насчитал в столице 12,8 млн туристов из регионов – это больше, чем численность населения города (12,6 млн. – Ред.). «Всю весну и начало лета Москва пустая была, как в Олимпиаду-80. А из дома можно было выходить только с пропуском. Какие туристы?» – недоумевает один из участников обсуждения.

Директор туроператорской компании, пожелавший остаться неназванным, привел пример: с марта прошлого года фирма не смогла принять ни одной группы школьников, хотя ранее именно они охотно приезжали в Москву на каникулы. Прошлым летом организованный туризм так и не восстановился, ведь ограничения Роспотребнадзора по обслуживанию групп туристов в музеях были отменены только в конце августа. Далее началась вторая волна коронавируса и сопутствующих запретов. Она похоронила робкие попытки возобновить прием туристов, даже несмотря на действовавшую в тот момент программу кешбэка. В ноябре власти вновь закрыли музеи, отменили новогодние мероприятия, ввели ограничения по работе ресторанов и кафе. Отбить потери за счет праздничной декады не получилось.

«Организованный туризм встал. Мы рассчитывали, что россияне приедут хотя бы на Новый год, но туристов было мало. Более-менее загрузились только пятизвездочные гостиницы. Массового туриста, т. е. тех, кто ранее приезжал на туристических автобусах, в городе не было», – рассказала Марина Левченко, генеральный директор «Тари Тур».

Эксперты, к которым обратилась редакция, сошлись во мнении: «При Собянине Москва стала превращаться в серьезный туристический центр и догонять Санкт-Петербург. Но этот год обломил все планы».

Отдохнуть на съемной квартире

Не внушает доверия профессионалам и портрет среднестатистического туриста, описанный на сайте мэрии: «Типичный турист 2020 года – житель российского региона в возрасте 25–44 лет, который приехал в Москву один либо с семьей и друзьями. Многие брали с собой детей. В среднем туристы проводили в столице по 5–6 дней, проживая у друзей, знакомых либо на съемной квартире. Примерно 30% останавливались в гостиницах и хостелах, обычно выбирая трех-четырехзвездочные отели».

Даже если Москва действительно приняла из регионов 12,8 млн туристов, этот показатель вряд ли можно считать предметом для гордости: отелям в любом случае достались крохи. К декабрю Москва оказалась в лидерах по абсолютным потерям доходов гостиничного бизнеса – минус 58 млрд руб., или 61% снижения к этому показателю по итогам трех кварталов. Средняя загрузка номерного фонда по году достигла исторического минимума и составила всего 35%. Между тем именно отели, а не хозяева сдаваемых в аренду квартир, платят налоги в бюджет с каждого полученного рубля и создают рабочие места.

Можно предположить, что сэкономленные на проживании в отелях деньги гости потратили на рестораны и кафе, но нет – не заработали и они. Даже в относительно благополучном августе прошлого года выручка общепита упала в Москве на 26% относительно 2019 года. А по году – на 50%.

Методику подсчета туристов мэрия не поясняет. Но низкий процент гостей, выбравших отели, позволяет предположить, что в статистику попали люди, которые приезжали в Москву по личным делам, в том числе – на заработки. А считали их, вероятно, путем анализа транспортных потоков, учитывая въезд-выезд и время пребывания в столице. Но это – абсурд. Москва – крупнейший транспортный и деловой узел России, очевидно, что большинство пассажиров приезжает в мегаполис вовсе не ради отдыха.

К чему приводят мечты

Отсутствие понятной системы учета туристов в России – это старая проблема. Росстат на полном серьезе считает лидером выездного туризма Абхазию и Финляндию, а по России, если верить официальным данным, у нас ежегодно путешествует 50–60 млн человек. То есть в туристы записывают каждого третьего из 145 млн граждан, включая младенцев и глубоких стариков.

Имеющуюся статистику еще несколько лет назад на уровне руководства министерств называли «завиральной». Объединение предпринимателей «Опора России» неоднократно указывало на проблему и просило Ростуризм разъяснить регионам методику подсчета. В январе 2020 года премьер Мишустин даже поручил внести в закон понятие туристического потока, но по состоянию на конец года этого так и не сделали.

Единой методики учета по-прежнему нет, чиновники не перестают жонглировать фантастическими цифрами и, что самое главное, делают на их основе некорректные выводы.

Если с туризмом в Москве всё окей, то зачем поддерживать пострадавших предпринимателей, гостиницы и рестораны, музеи, турбизнес? Выдержали же. Если у нас столица даже в пандемию приняла туристов больше, чем жителей, то зачем привлекать еще больше – не резиновая же.

Москва в этом плане подает сомнительный пример и другим регионам, где также привыкли считать туристов по головам и рапортовать о росте показателей.

Между тем такая практика может сыграть злую шутку и с чиновниками, предупреждает руководитель инвестиционной компании «Индиго Девелопмент» Роман Еремян: «Как только губернатор какой-либо области попросит денег на строительство инфраструктуры, в Минфине ответят: “А зачем вам? У вас же миллионы туристов каждый год приезжают. Лучше собирайте налоги!”» Но вот беда – бизнес с квартирных псевдотуристов ничего не зарабатывает, они могут дать доход разве что магазинам. Кстати, это отражено в публикации на сайте мэрии: самым популярным занятием гостей города в 2020 году стал шопинг.

Там же с гордостью сообщается: «Индустрия гостеприимства осталась важной статьей пополнения городского бюджета и принесла Москве 77,7 млрд руб. – в 2,5 раза больше, чем в 2010 году» (в 2019 году насчитали 120 млрд. – Ред.). Однако надо иметь в виду, что в России при подсчете доходов от туризма учитывают ОКВЭД компаний из целого ряда других смежных сфер. Группировка отраслей «Туризм» включает показатели не только туркомпаний, гостиниц и ресторанов, но и предприятий, занимающихся перевозками, в том числе такси и автобусы, воздушный и водный транспорт. Считается и еще много чего: продажа спорттоваров, велосипедов, рыболовных принадлежностей и даже изделий из кожи. Очевидно, что всем этим в Москве пользуются не только туристы, но и сами горожане, и просто приезжие.

Если же посмотреть на ситуацию с финансами, к примеру, в гостиничной сфере, то предстанет безрадостная картина. По данным CBRE, доход на номер (RevPAR) в гостиницах Москвы по итогам 2020 года снизился на 63%, в люксовом сегменте – на 67%. В столице этот показатель в среднем равен 2000 руб., в Питере – 1400. Роман Еремян переводит в валюту и сравнивает с другими странами: в среднем в России RevPAR в 2019 году составлял 20 долларов, а в мире – 75 долларов. Соотношение просто неприличное.

Как нам обустроить туризм

Эксперты подчеркивают – лукавые цифры официальной статистики не должны сбивать с толку. Нужно признать, что гостиницы и рестораны Москвы, музеи, туроператоры, принимающие туристов, пострадали от пандемии – она прошлась по ним асфальтовым катком. Необходимо прекратить заниматься самообманом, считать не поголовье туристов, а деньги, которые они приносят. Повышение доходов должно стать целью госполитики.

И в этом профессиональные участники рынка могли бы оказаться полезными столичным чиновникам. На деле же бизнес к диалогу не приглашают. И это с сожалением отмечают многие, особенно в сравнении с Санкт-Петербургом, где общий язык найти удалось.

«У нас туристические автобусы стоят и ждут. Мы фактически заморозили деятельность. То, что удается сделать, – крохи. Для нас даже участие в выставке – большая проблема. Коли власти говорят, что туризм в Москве выстоял, пусть помогут с раскруткой, продвижением. Мы не Сочи, нам за кешбэк много туров не продать», – говорит Марина Левченко.