Туризм и коронавирус в Бурятии: преодоление

Сфера туризма в Бурятии стала одной из самых пострадавших отраслей экономики в период распространения коронавируса. По данным Минутризма Бурятии, по итогам 2020 года в регионе после шестилетнего периода положительной динамики наблюдается снижение количества отдыхающих в два раза. С 407 тыс. человек в 2019 году до 200 тыс. человек в 2020-ом. Снизился и объем платных услуг, оказанных туристам, - на 35,8% (2,0 млрд.руб. в 2020 к 3,2 млрд.руб. в 2019).

Туризм и коронавирус в Бурятии: преодоление
© runews24.ru

Вместе с тем статистика за отдельные летние месяцы показала рост объема услуг оказанных в регионе благодаря развитию внутреннего туризма, эта программа была запущена в 2020 году Ростуризмом во взаимодействии с регионами. Так, в пик летнего сезона отдыха в Бурятии на Байкале в июле прошлого года платные услуги, оказанные гостиницами республики, превысили показатель июля 2019 года на 7,4%. В августе зарегистрировано увеличение турпотока на 15% по сравнению с августом 2019 года.

В республике популярными направлениями остаются оздоровительные, культурно-познавательные, активные туры. Благодаря развитию внутреннего туризма, на рынке появилось 3 туроператора с новыми предложениями для отдыха в Бурятии.

Как выживали туроператоры

По данным сотовых операторов количество туристов в 2020 году уменьшилось лишь на 12% по сравнению с 2019 годом. Вместе с тем, специалисты регионального Минтуризма оценивают эти данные, как не слишком критичные.

Закрытие границы из-за распространения коронавируса повлияло в первую очередь на выездной туризм. Полностью прекратилась продажа туров по всем зарубежным направлениям, в Бурятии были отменены крупные событийные мероприятия, с 29 марта по 1 июня приостановили деятельность гостиниц и других средств размещения.

Сохранить рабочие места в сфере туризма и спасти предприятия от закрытия помогли федеральные и республиканские меры господдержки. Правительство Бурятии направило на эти цели 52,3 млн. рублей по направлениям: возмещение 80% затрат по аренде офисов; затрат гостиниц по оплате коммунальных услуг, потребленных с 1 марта по 31 мая; адресная поддержка санаториев и курортов; возмещение части затрат на покупку рециркуляторов, озонаторов, бактерицидных ламп, бесконтактных термометров.

По словам директора ООО «Жассо тур» Светланы Цыбикдоржиевой, разработанные меры господдержки, безусловно помогли «выжить» в период локдауна: «На 2 с лишним месяца остановилась наша деятельность как туроператора. Только 1 июня мы начали работу в соответствии с новыми требованиями Роспотребнадзора. Мы воспользовались всеми предложенными мерами господдержки, приняли участие в программе по стимулированию внутреннего туризма «кэшбэк», благодаря которой туристы могли получить возврат в размере до 20% от стоимости отеля, тура или санатория. Программа «кешбэк» безусловно, положительно повлияла на восстановление турпотока в регион». 

Запуск чартерной программы

Пандемия коронавируса дала импульс для запуска чартерной программы. В июле 2020 года при поддержке Ростуризма федеральный туроператор «TUI Россия» запустил первую чартерную программу на Байкал в Бурятию. Не так давно, 6 февраля этого года стартовала зимняя чартерная программа уже из двух городов: Екатеринбурга и Москвы. Туристам чартеров предлагаются прогулки по льду Байкала, катание на собачьих упряжках, экскурсии в Забайкальский национальный парк с посещением Чивыркуйского залива, Байкальский биосферный заповедник, экскурсию в Баргузинскую долину с подледной рыбалкой и экскурсии по Улан-Удэ. 

Как отмечает директор «Жассо тур», участие в разработке и запуске летней и зимней чартерной программы, позволило не только сохранить рабочие места, но и качественно повысить уровень предлагаемого турпродукта. Туроператор предлагает разнообразные познавательные экскурсии по всей Бурятии, в частности в этнокомплекс «Степной кочевник» в Ацагате, где можно познакомиться с традициями и культурой народов республики.

Виртуальные туры в Бурятию

С приходом коронавируса большей популярностью стали пользоваться виртуальные туры в Бурятию и на Байкал. Иркутские путешественники создали два проекта, которые позволяют посетить живописные места, не выходя из дома. Первый из них - «Экспедиция БРК», над которым работают Кирилл Казаков и Александр Откидач. В 2020 году они сняли 6 фильмов про Бурятию. Формат фильмов - репортаж в 2D, который знакомит с местными достопримечательностями, этнической культурой и красотами. Задачи проекта - показать жителям России, места которые было бы интересно посетить в качестве туристов по разным направлениям: рыбалка, отдых, событийный, оздоровительный, познавательный туризм.

Второй проект - мобильное приложение VR Baikal, над которым Кирилл работает самостоятельно на протяжении трех лет. Это мобильное приложение, при помощи которого можно совершать виртуальные путешествия по Байкалу и Сибири, на сегодняшний день в нем загружено 50 виртуальных путешествий. Задачи проекта - не только помощь с выбором места отдыха, но и продвижение туризма на Байкале, демонстрация инфраструктуры, популяризация мест отдыха для людей с ограниченными возможностями. В период пандемии количество скачиваний приложения возросло в три раза. Ресурс насчитывает 7 тыс. пользователей по всей России и за рубежом, которые совершили более 40 тыс. путешествий за 1,5 года.

- В рамках гранта от Ростуризма команда снимет дополнительно 10 виртуальных путешествий по северной части Байкала – тем самым охватим всю территорию уникального озера. Дополнительно в рамках гранта мы доработаем имеющиеся ролики, сделаем для них профессиональную озвучку на русском и английском языках, выведем приложение на международный уровень, - поделился планами Кирилл Казаков.

В планах Кирилла - сделать большой ресурс VR Russia, где будут собраны виртуальные путешествия со всей страны от разных авторов.

Стоит отметить, что за сложный 2020 год полностью изменилось отношение к туристской отрасли, изменилось поведение туристов. Каждый для себя понял, что туризм является одной из основных человеческих потребностей, вместе с тем, пришло понимание, что отдыхать с комфортом и получать новые эмоции можно и в своей стране. Глобальные ограничения дали неожиданный положительный эффект - позволили раскрыть возможности внутреннего туризма, который был ранее недооценен. Граждане России начали путешествовать по нашей стране, открывать для себя локальные бренды.

 

Автор: Ольга Чиркова

Фото: из открытых источников