Авиаэксперт объяснил дешевизну перелетов на лоукостерах

О дешевых перелетах пару лет назад можно было только мечтать — и вот, наконец, это стало доступно. На внутренних и международных авиарейсах появились лоукостеры. А каким образом транспортные компании смогли сделать билеты на рейс более дешевыми, для многих остается загадкой.

Авиаэксперт объяснил дешевизну перелетов на лоукостерах
© Слово и Дело

Скептики сразу начинают додумывать, мол, сэкономить на перелете — значит, сэкономить на собственной безопасности. Разумеется, эта версия абсурдна. Эксперт комитета ГД по транспорту, авиаэксперт Роман Гусаров рассказал, как именно перевозчики смогли сделать авиатрансфер доступным, в материале «Слово и Дело».

«Теория лоукоста возникла еще в середине XX века на Западе. Она основана на некоей бизнес-модели, позволяющей не удешевить билет, а снизить себестоимость. Задача лоукостов — снизить свои «косты» (cost - затраты), отсюда и название. Достигается это в первую очередь за счет нескольких технологических решений».

Во-первых, лоукостеры всегда используют только новые самолеты. У них, с одной стороны, высокие рейтинговые ставки, но при этом эти самолеты реже ломаются, их нужно реже ремонтировать, соответственно, меньше затрачивать средств на ремонт. И самое главное — эти самолеты меньше остальных простаивают на земле.

«Это значит, что эти самолеты можно очень интенсивно эксплуатировать. Поэтому задача лоукостера — построить свой маршрут таким образом, чтобы самолет больше времени находился в воздухе, чем на земле», — объясняет Роман Гусаров. — «Как это достигается? Лоукостеры умудряются долететь, высадить пассажиров, загрузить багаж и принять новых пассажиров и улететь всего за 40 минут».

Таким образом, одному лоукостеру удается за сутки выполнить минимум на один парный рейс больше, чем классической авиакомпании. Это значит, что самолет приносит больше выручки, при том что другая авиакомпания заплатит столько же денег за лизинг классического самолета. Благодаря этому можно снизить стоимость каждого кресла.

«Во-вторых, лоукостеры всегда летают только на высоконагруженных маршрутах средней протяженности», — продолжает авиаэксперт. — «То есть на тех, где можно продать 100% билетов. Классическая же авиакомпания летает со средней нагрузкой, которая рассчитывается на уровне 70% заполняемости салона, в разные сезоны и по любым маршрутам».

То есть себестоимость каждого пассажирского места делится на 100% пассажиров в лоукостерах, а в обычных компаниях — на 70%. В итоге, билеты выходят дешевле.

Это интересно: Авиаэксперт оценил достоверность теории о том, что самолеты летали быстрее 40 лет назад

«В-третьих, лоукостер старается всегда уплотнить салон, чтобы в него вместилось больше кресел. За счет этого, каждое кресло выходит дешевле», — объясняет Роман Гусаров. — «Питание лоукостер старается не предоставлять, либо не включать в стоимость билета».

Задача лоукостера — не нагружать себя дополнительными работами в аэропорту, экономя время, отсюда и такое отношение к питанию. Загрузка, выгрузка, отчетность питания, уборка салона — все требует дополнительного времени и расходов.

В-четвертых, максимально быстрое посещение аэропорта помогает экономить на времени, которое оплачивается пилотам. Чем меньше задействован экипаж на рабочем месте, тем меньше у него зарплата.

«Лоукостеры стараются летать не в центральные аэропорты, а во второстепенные», — обращает внимание авиаэксперт. — «Там стоимость обслуживания ниже, терминалы и сервис попроще. В Европе, например, бывшие военные аэродромы специально переделали под лоукосты».

Таким образом, лоукостер снижает свои собственные расходы и набор сервисов настолько, насколько это возможно. За исключением одного пункта — безопасность.

«Если брать зарплаты пилотов, бортпроводников, инженеров, стоимость обслуживания самолета — все так же, как и у классических самолетов», — заверил Роман Гусаров. — «На этом экономить нельзя, все контролируется соответствующими компаниями. Тем более что потерять самолет, разбить или сломать — это огромные расходы, которые не выгодны для лоукостов».

Шестая фишка лоукостеров, позволяющая перевозчикам снижать себестоимость — они первые в истории авиации стали дробить свои услуги на отдельные. Это произошло с питанием, но в первую очередь, это касается багажа.

«Если вы покупаете билет, скажем, в «Аэрофлоте», там уже включено место багажа, ручной клади, питания и прочие сервисы», — приводит пример Роман Гусаров. — «Лоукост же — голая перевозка без ничего, по минимальной цене. Но пассажир может докупить себе необходимые услуги».

В итоге, когда человек наберет себе полный пакет услуг, который предоставляют прочие авиакомпании, билет может выйти совсем немногим дешевле. Такой прием дробления услуг сегодня начали использовать и другие авиакомпании.

Это интересно: Авиаэксперт: история водородной авиации началась еще в СССР