Туроператоры попросили МИД сократить список вопросов для получения визы

Туроператоры находятся в недоумении от опросника для новой российской электронной визы. В анкете у туриста интересуются, не террорист ли он, умеет ли применять химоружие и просят дать ссылки на все соцсети. Вопросы следует поменять, говорится в обращении туротрасли в МИД. В ведомстве уже ответили, что такова «нынешняя международная обстановка».

Туроператоры попросили МИД сократить список вопросов для получения визы
© BFM.RU

Речь идет о новой, единой электронной визе — ее ввели с 1 января этого года для туристических и деловых поездок. Ее могут получить туристы из 52 стран, консульский сбор — 40 долларов, оформляется она за четыре дня. Приглашения России не требуется, бронь отеля и прочие вещи не нужны. Вроде бы все хорошо, кроме анкеты-опросника, говорится в совместном обращении в МИД представителей туриндустрии.

Наряду с привычными вопросами о данных паспорта или наличии медицинского полиса, в ней есть и такие: есть ли у вас навыки владения оружием, взрывчатыми, ядерными, биологическими или химическими веществами; намерены ли вы на территории России осуществлять противоправную деятельность, в том числе связанную с терроризмом; намерены ли вести в России политическую деятельность и финансировать ее. Отдельным пунктом просят указать ссылки на все соцсети, указать все почтовые ящики.

У иностранцев подобные вопросы вызывают недоумение и негатив, говорится в обращении туриндустрии в МИД. Трудно представить, что реальный шпион или террорист расскажет в анкете о своих планах. При этом считать, что опросник какой-то неадекватный все же не стоит, подобные вопросы есть в анкетах многих стран, отмечает гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Артур Мурадян гендиректор туроператора Space Travel «Эти вопросы — стандартное желание спецслужб узнать как можно больше о человеке, который пытается въехать в страну. Говорить о том, что наши анкеты избыточны не стоит. Я уверяю, что есть гораздо более удивительные анкеты. В Иране, например, нужно отметить свое отношение к исламской революции. С другой стороны, сейчас объем информации, которую должен предоставить человек, просящий визу, довольно внушительный. Встает вопрос, насколько ее кто-то проверяет, а не делают ли это просто для галочки. Ни один здравый человек, даже имея какие-то умыслы или желания навредить России, не расскажет так о своих намерениях. Я согласен с коллегами-туроператорами, что вопросы, которые ничего не дадут и где ни одного правдивого ответа спецслужбы не прозвучат, просто отнимают время».

Представители туротрасли указывают, что часть из 39 вопросов анкеты содержит еще и подпункты — и всего вопросов получается больше полусотни. Идея единой электронной визы задумывалась для упрощения въезда и поднятия турпотока, на волне успеха системы Fan ID, которую применяли на чемпионате мира по футболу в 2018 году. Однако несуразный опросник иностранцев, скорее, отпугивает, считают туркомпании. Они просят МИД не только сократить список вопросов, но и упростить их. Предлагают взять шаблон анкеты для однократной деловой или туристической виз, обратиться к опыту других стран. Объем неудобных вопросов удивляет, ведь выдается электронная виза на весьма короткий срок, говорит основатель визового центра «ЭкспертВиз» Юрий Певзнер:

Юрий Певзнер основатель визового центра «ЭкспертВиз» «Общее количество этих вопросов зашкаливает. Такая сложная анкета, в какой-то мере все-таки уменьшит туристический поток в Россию. Этот список вопросов придуман для оформления электронной визы, а электронная виза оформляется на срок не более 16 суток. Соответственно, и вопросы должны быть для краткосрочной визы. Наверное, самое вменяемая анкета — это шенгенская. Минимальное количество лишних вопросов — и в этой анкете есть все, что нужно, чтобы понять, собирается ли человек действительно в туристическую поездку, есть ли у него средства на эту поездку».

На запрос РБК в МИД ответили, что весь перечень из 39 вопросов актуален «в свете нынешней международной обстановки». Там напомнили, что электронная виза — универсальная, ее могут оформлять не только туристы, но и спортсмены, артисты, политики и ученые. «Следует учитывать интересы не только турбизнеса, но и национальной безопасности», — указали в ведомстве.