Прощание с горой: качканарские буддисты покинули монастырь
Неделю назад, 8 февраля, буддистская община, строящая монастырь на горе Качканар, покинула свои постройки и спустилась в поселок у подножья горы. Переезд произошел в рамках соглашения между общиной, вице-губернатором Свердловской области Сергеем Бидонько и местным ГОКом, принадлежащим корпорации «Евраз». Буддисты настаивали на постоянном пребывании на горе своих дежурных – по их словам, соответствующее обещание дал им вице-губернатор. Но «Евраз КГОК» уже установил свои пропускные пункты и разрешил посещать гору только три дня в неделю.
По словам буддистов, к ним уже приходила полиция и санитарная служба, и несмотря на добровольный уход, они опасаются за судьбу монастыря. За два дня до отъезда буддистов, в разрешёный туристами для посещения день в Шедрублинге побывали корреспонденты ИА «Уральский меридиан».
Пропускной режим
Тропу к буддистскому монастырю на горе Качканар перекрывают два пропускных пункта горно-обогатительного комбината и патрулирует фургон УАЗ: проезжая, он оттесняет туристов в сугробы и обдает снежной пылью. Время от времени проезжают снегоходы буддистской общины: за плату они подвозят до горы туристов, которым сложно подняться самим.
Жители поселка у подножья горы пока не научились зарабатывать на потоке туристов – до 700 человек в день в некоторые выходные.
Несмотря на мороз и пропускной режим, до Шедрублинга в выходной день добралось около двухсот туристов, главным образом – свердловских, пермских и челябинских.
Фото: Сергей Суворов, клуб активного отдыха Душа Урала (Екатеринбург)
Дежурные монастыря принимали их в отопленной кухне, наливали черный чай из бидонов и читали лекции по истории строящегося монастыря. Его основал в 1995 году ветеран Афганской войны Михаил Санников (духовное имя — лама Тензин Докшит); с тех пор к нему присоединилось много добровольцев. Однако уже в понедельник всем им предстояло покинуть монастырь и переехать в поселок в нескольких километрах от вершины горы; там у общины уже есть хозяйство.
«Согласно договоренности между общиной и горно-обогатительным комбинатом, никто из нас теперь не имеет права находиться на горе с понедельника по четверг, – сказал нам один участник общины. – Посещать храм, продолжать строительство, ухаживать за постройками можно только в пятницу, субботу и воскресенье. При этом в выходные мы будем полностью заняты приемом туристов, а пятницы, похоже, будут уходить на расчистку снега и отопление промерзших помещений. В другие дни комплекс будет охраняться «Евразом».
Председатель общины Семен Загородний считает, что монастырь в любом случае серьезно пострадает из-за нового режима: просто потому, что комнаты будут то промерзать, то нагреваться и отсыревать. На горе Качканар зимой холоднее, чем в Екатеринбурге, влажность выше, а снег лежит до середины мая.
Фото: с камеры видеонаблюдения
По словам буддистов, если бы они не ушли с горы, «Евраз КГОК» инициировал бы снос всех сооружений – ступ (буддистских памятников), статуи Будды и бытовых построек. Такое право корпорация получила после того, как взяла в аренду гору и лес вокруг нее, а суд назначил КГОК взыскателем в процессе против общины, который окончился постановлением: снести все самовольные сооружения.
Теперь, считают некоторые общинники, комбинат может пойти на снос только гаражей, бани, кухни, котельной и других служебных сооружений, но оставить в целостности ступы и статую, потому что те описаны в трехстороннем соглашении как «сооружения конфессионального характера». На совещании правительства Свердловской области 26 января вице-губернатор Сергей Бидонько заверил общину, что при соблюдении общиной соглашений опасность постройкам не грозит.
Но председатель общины считает, что судьба всех построек монастыря остается под вопросом: «время покажет», что с ними будет. Другие добровольцы смотрят на будущее с большей тревогой, кто-то серьезно говорит, что однажды монастырь могут поджечь неизвестные люди.
Кроме того, подписанное трехстороннее соглашение – только «о намерениях», и стороны не давали друг другу строгих юридических обязательств. Срок действия договора – только три года, и что будет по истечении этого срока – неизвестно.
Взрывные работы
На своих страницах в соцсетях община утверждает, что при подписания трехстороннего соглашения вице-губернатор Бидонько обещал им рассмотреть запрос о постоянном дежурстве в монастыре минимального числа общинных добровольцев. Но обещание не зафиксировали на бумаге, а власти позже отказались возвращаться к вопросу.
В пресс-службе «Евраз КГОКа» нам объяснили, что дежурных вынудили покинуть монастырь ради их же безопасности: храмовый комплекс якобы находится в зоне разлета осколков от взрывов в новом карьере. В ноябре прошлого года комбинат начал работу на Собственно-качканарского месторождении (СКМ) железной руды: по словам менеджеров корпорации, его ресурсов хватит минимум на сто лет добычи.
Одна из туристок, с которой мы говорили на горе, недоумевает:
«Зачем вообще комбинат ввел пропускной режим, если на выходных взрывы не проводятся? Зачем им наши личные данные?»
КГОК пока не разъяснил этот вопрос. Тургруппы часто говорят и о других проблемах: если лесные КПП комбината тоже находятся в санитарной зоне нового карьера, причем ближе к местам взрывов, чем монастырь, то почему охранников не эвакуируют на время взрывов? Почему горе Качканар или хотя бы знаменитой скале Верблюд так и не присвоили статус охраняемого природного памятника?
Уникальный скальный останец Верблюд на горе Качканар, находящийся в нескольких метрах от комплекса Шедруб Линг / Фото: Виктор Соколов, клуб активного отдаха Душа Урала
«Евраз КГОК» установил вокруг горы пропускной режим в ноябре. Как охранники говорят туристам, корпорация арендовала гору и участок леса вокруг нее у Министерства природных ресурсов; мы не можем это подтвердить, потому что соответствующие документы не были опубликованы.
Туристы теперь могут посещать гору по предварительным заявкам и только по субботам и воскресеньям; для общинников монастырь открыт также в пятницу после полудня. Заявку нужно подавать за пять дней до посещения и заранее убедиться в том, что она одобрена КГОКом. Каждые выходные части туристов приходится разворачиваться у первого шлагбаума и ехать домой, потому что они не знали, что гору можно посещать только с пропуском.
Другую туристическую тропу, которая вела к монастырю со стороны города Качканар, сотрудники КГОКа закрыли еще раньше, когда вырубали участок для разработки нового карьера. Территории изменили статус с заповедного на промышленный; в результате вырубки уничтожили не только смешанный лес, но и краснокнижные кедры. Жители Косьи говорят, что после вырубки леса в деревне усилился ветер: более слабого человека он теперь может сбить с ног.
Фото: Виктор Соколов, клуб активного отдыха Душа Урала
Ветеран Качканарского ГОКа Иван Канисев, 18 лет проработавший на взрывных работах, по своей инициативе написал статью в местное сетевое сообщество «Вечерний Качканар»: рассчеты взрывника и ссылки на федеральные нормативы показывают, что расстояние между местами взрывов на карьере СКМ и монастырем (около 1,5 км) примерно в три раза превышает норму безопасности. Действие ядовитых газов от взрывчатки тоже не грозит обитателям горы. При этом местный поселок Валерияновск много лет находился на расстоянии всего 700 м от другого действующего карьера.
Выработаный карьер КГОК с западной стороны горы Качканар / Фото: Виктор Соколов
Через 50 лет, считает Канисев, новый карьер действительно может опасно приблизиться к монастырю, но и тогда будет выход: существует штатная процедура оповещения сторонних организаций о карьерных взрывных работах и временного вывода людей из опасной зоны.
На осадном положении
Лицензию на разработку Собственно-качканарского месторождения Качканарский ГОК получил в 2006 году. Когда в 2011 году КГОК купила корпорация «Евраз», конфликт с монастырем интенсифицировался. Тем не менее он долго оставался тлеющим, пока, накануне начала разработки СКМ, комбинат не поставил буддистам жесткие условия.
По трехстороннему соглашению от октября 2019 года, община обязалась покинуть гору. В обмен власти и КГОК обещали сохранить культовые постройки; через благотворительный фонд они привлекли 26 млн рублей на уставные цели общины. Позже, в октябре 2020 года, стороны подписали дополнительное соглашение, которое регламентировало порядок посещения горы – буддистами и туристами.
Власти Нижнетуринского городского округа, к которому относится поселок Косья, также бесплатно предоставили буддистам участок в Косье – правда осенью, в конце строительного периода. Общинники начали строить гараж, храм, купольный дом и другие объекты.
Все же, когда в ноябре КГОК приступил к взрывным работам на СКМ, конфликт вспыхнул с новой силой. Корпорация, говорят общинники, взяла их «на осадное положение». Просьбы о постоянном дежурстве в монастыре отклоняли; буддистам, несмотря на одобренную заявку, запрещали поднимать на гору дрова на грузовике «Урал»; при этом охранники с видеокамерами пытались заснять, как общинники собирают в лесу хворост.
Буддисты говорят, что в конце прошлого года КГОК пытался завербовать среди них информатора: одного из добровольцев вызвали в полицию, где его встретил сотрудник охраны комбината и предложил за вознаграждение сообщать о важных решениях общины, включая финансовые.
Также в местных СМИ прошла волна оскорбительных и односторонних статей о буддистах, а в соцсетях появились новые группы, публикующие исключительно критические посты про общину.
Указание ламы
С самого основания комплекс Шедрублинг возводили без тяжелой техники: все материалы поднимали на гору люди, два осла или собачья упряжка. Чтобы сделать на горе тропинки и возвести каменные основания стен, мужчины раскаляли кострами скалы и разбивали их молотами. Большой коллектив вел эту работу много лет.
Настоятель Шедрублинга Михаил Санников, по его словам, прошел обучение в Иволгинском дацане и у монгольских лам. Указание построить монастырь именно на этом месте ему дал бурятский лама Дарма-Доди Жалсараев. По словам учеников, этот знаменитый учитель считал, условно, европейскую Россию вне трех традиционно буддистских регионов – Бурятии, Калмыкии и Тувы – важным пространством для развития буддизма.
Пожалуй, гора и город Качканар сегодня известны в большей степени благодаря буддистской общине, чем горному комбинату. Общине посвятили репортажи многие российские и международные СМИ, про нее снято несколько документальных фильмов. На гору каждый год приезжают тысячи людей со всей России – чтобы увидеть ее причудливые скалы и единственный на Урале буддистский комплекс. В строящийся монастырь регулярно проводятся затворы по медитации и учения приглашенных лам. Двое выходцев из общины стали посвященными буддистскими монахами.
Следственные мероприятия
После добровольного ухода с горы на участников общины началось давление со стороны госорганов. 30 января на гору поднялись сотрудники Роспотребнадзора и полиции. Вскоре после этого председателю общины пришел запрос от санитарной службы.
Накануне буддистского Нового года, 12 февраля, отряд полиции зашел в один из общинных домов в Косье и увез в отделение двух добровольцев. В группе общины ВК говорится, что полицейские были вооружены, один из них – автоматом. Полиция увезла также несколько бензопил. Общинники предполагают, что задержания связаны с инцидентом 19 декабря, когда общинный «Урал» остановили на КПП. Грузовику также не открыли шлагбаум, чтобы он мог развернуться. Участники общины считают, что им могут приписывать вырубку площадки на пятачке перед шлагбаумом.
«Уральский меридиан» следит за ситуацией вокруг общины «Шедруб Линг» и будет сообщать о ее развитии.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.
Фото превью: Вера Яковлева © ИА «Уральский меридиан»