Страшная трагедия в аэропорту Брюсселя. 60 лет назад погибла сборная США по фигурному катанию

15 февраля 1961 года произошла жуткая трагедия – в районе брюссельского аэропорта Завентен потерпел крушение Боинг-707. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, среди них сборная США по фигурному катанию.

Страшная трагедия в аэропорту Брюсселя. 60 лет назад погибла сборная США по фигурному катанию
© Советский спорт

«САМОЛЕТ СПИКИРОВАЛ НОСОМ В ЗЕМЛЮ»

Пассажирский Боинг-707 авиакомпании «Sabena» выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк – Брюссель.

Лайнер с 61 пассажиром и 11 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта имени Джона Кеннеди в 07:00 по местному времени и взял курс на Брюссель.

За все время полета через Атлантический океан на борту самолета не было никаких признаков приближающейся катастрофы.

При заходе на посадку в аэропорту Завентен летчики вынуждены были уйти на вторую попытку, поскольку один небольшой самолет еще не покинул взлетно-посадочную полосу. 707-й совершил облет аэропорта и предпринял еще одну попытку приземлиться на другую взлетно-посадочную полосу, которая не работала. В результате второй заход также был прерван.

Специалисты на земле заметили, что лайнер выходит из-под контроля пилотов. Самолет совершил три оборота вокруг аэропорта, угол крена лайнера постепенно увеличивался, пока на высоте примерно 460 м самолет резко поднялся вверх, потерял скорость и быстро спикировал носом вниз, врезавшись в землю примерно в 2 км от аэропорта на окраине деревни Берг. Сразу после падения лайнер загорелся и разлетелся на куски.

«ПИЛОТ НЕ ХОТЕЛ ВРЕЗАТЬСЯ В ДОМА»

В авиакатастрофе погибли все 11 членов экипажа и пассажиры, а также один человек на месте падения самолета. 34 человека были членами делегации США - официальными лицами, тренерами, фигуристами, членами их семей и друзьями. Сборная должна была затем из Брюсселя вылететь в Прагу для участия в чемпионате мира.

Фермер Тео де Лаэт, который работал на своем поле, был убит частью алюминиевого обломка от плоскости крыла, у другого фермера летящими обломками оторвало ногу.

«Я видела приближающийся самолет и то, что пилот не хотел врезаться в дома и отчаянно искал свободное место», - рассказала в последствие одна из свидетельниц трагедии.

На место прибыли пожарные, но спасать пассажиров было уже поздно. К месту крушения даже привезли священника, но подойти к пылающему самолету не было никакой возможности. Опознание было долгим и сложным, установить, кому принадлежали некоторые останки, так и не удалось.

ПРИЧИНА – ВЕРОЯТНАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ЛАЙНЕРА

Расследование аварии было проведено властями Бельгии, Федеральным авиационным управлением США (FAA) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и заняло несколько месяцев.

Точная причина крушения так и не была полностью установлена, но власти в конечном итоге согласились, что наиболее вероятным объяснением был механический отказ одного из механизмов управления полетом: вероятно, неисправность либо спойлеров крыла, либо стабилизаторов хвоста.

РЕЧЬ ДЖОНА КЕННЕДИ

Всего месяц назад вступивший в должность президента США Джон Кеннеди, выразил соболезнование погибшим.

«Наша страна понесла огромную потерю таланта и грации, которые доставляли удовольствие всему миру», — заявил глава государства.

Трагедия затронула и его лично: в числе пассажиров был Дадли Ричардс, выступавший в танцах на льду. С его семьей Кеннеди был дружен.

Чемпионат в Праге стартовал, но спустя сутки представители Международного союза конькобежцев опросили участников, а те единогласно решили не выступать. Таким образом, чемпионат мира 1961 года был отменен.

Через год чемпионат в Праге все-таки состоялся. Американские фигуристы не были в числе претендентов на медали ни в одном из видов программы. За год собрать конкурентоспособную команду не удалось.

Катастрофа побудила руководителей спорта США издать приказ, который действует и по сей день: спортивные команды, отправляющиеся на международные соревнования, не могут лететь всем составом в одном самолете.