Войти в почту

Падал прошлогодний кешбэк

«Поперечные шпагаты» – так описывают правила подключения к программе кешбэка за отдых в России в туристических компаниях, получивших от Ростуризма приглашение поучаствовать в этой акции. Федеральное агентство проводит ее уже в третий раз, но вопреки поговорке и логике, попытки присоединиться превратились для предпринимателей в пытку. Подробности – в материале Екатерины Троповой.

Хочешь помочь – не мешай

После того как отечественные законотворцы окончательно запретили использование нецензурной брани в социальных сетях, описывать попытки воспользоваться мерами государственной поддержки туристической отрасли стало несколько сложнее. Есть такой очень бородатый анекдот про программиста, углубившегося в свои дела. Подходит к нему маленький сын: «Папа, почему солнышко каждый день встает на востоке, а садится – на западе?» А отец ему: «Это каждый день так работает? Сам проверял? Если работает, то, ради бога, сынок, ничего руками не трогай, ничего не меняй!» В этой связи есть подозрение, что если бы отрасль просто оставили в покое, то было бы не хуже. По меньшей мере не на кого пенять.

В феврале туристические компании получили от Ростуризма письмо с призывом поучаствовать в так называемой третьей волне кешбэка и подробным с виду описанием тех поперечных шпагатов, которые нужно исполнить, чтобы вписаться в заветную программу. По приложенной к письму инструкции очевидно, что старательные люди не сидели без дела с момента начала второй волны: из трех страниц она «потолстела» до целых 28. Что, стоит отметить, не сделало ее понятнее. И если в начале акции оная вызвала довольно заметный душевный подъем в среде туроператоров и сочувствующих, то к третьей волне остался в основном сарказм и вот это чувство, что если хочешь мне помочь, то отойди и не мешай.

Карта «Мир», но не Сбербанка

Конечно, к третьему раунду заметно смягчились требования к самому турпродукту: расширился список регионов, уменьшился минимальный срок поездки. Но загадочные TID и MID, инсталляция отдельного электронного терминала и прочий тестовый платеж, который нельзя округлять, дамокловым мечом остались висеть над и без того довольно нервными в связи со сложившимися обстоятельствами туроператорами. А, да, тестовый платеж необходимо провести по карте «Мир», конечно. Но не любая подойдет, а только та, которая выпущена банком, отличным от принимающего платежи через ваш сайт. Ну то есть если у ТО эквайринг от Сбербанка, то карта «Мир» нужна Россельхозбанка, и наоборот. У кого есть маленькие дети, те знают, что аналогичное придумывают обычно в тех случаях, когда надо, чтобы «не важно чем, но лишь бы все были заняты». И действительно, все заняты: программисты, копирайтеры, дизайнеры, сотрудники кол-центров и еще много-много взрослых людей по всей стране. Некоторые из них даже заняты поисками «карты “Мир”, но не Сбербанка».

Со сроками проведения акции тоже всё удобно придумано: сообщения о новом этапе программы приходят за день-два до начала исчисления срока тестового платежа, на который отпущена была, например, неделя. Для них нужны те самые вожделенные TID и MID. А их получение может занять 8 дней. Если у вас есть TID и MID, то рано радуетесь. Во-первых, это должны быть отдельные TID и MID, только для платежей за туры по акции. Во-вторых, даже если вы уже получали их ранее, но неразумно использовали между второй и третьей, например, волной для приема еще каких бы то ни было платежей, то они, считай, испортились. Тестовый платеж нельзя провести, если по этим TID и MID за семь дней до его выполнения была проведена хоть одна транзакция. Это не считая мелочей вроде того, что возврат тестового платежа нужно требовать отдельным образом и тоже в строго установленные даты. Не велика, конечно, плата за доступ к райским кущам программы кешбэка, но всё-таки 355 руб. 50 коп., как-никак. Хотя, конечно, время, потраченное на подготовку к участию в программе программистами, специалистами по турпродукту и менеджментом туркомпаний описывается суммами с принципиально иным количеством нулей. Еще раньше, до нового года, представители отрасли сетовали на эту несправедливость, подчеркивая, что вместе с непредсказуемостью административных запретов участие в программе превращается для бизнесменов в «жуткие убытки».

«Саппорта нет нормального»

Программисты тоже не вполне рады: «ТЗ отменное – вообще нет пояснений, что, как и куда. Расчет, видимо, на тех, кто уже работал с аналогичными системами, но возможности и потребности среднего и малого бизнеса совсем не учли. Заставили соединять несколько сервисов на стороне каждого участника (“Мир”, банки, теги, Ростуризм) вместо того, чтобы сделать готовую систему на своем ресурсе, куда участники перенаправляли бы клиентов или вставку айфрейм. Саппорта тоже нет нормального, где ответили бы на вопросы, примеров нормальных нет», – описывает разработчик портала avia2.ru Павел Маслов, который помогал интегрировать систему кешбэка на сайт одного нишевого ТО.

К слову, о саппорте. Если позвонить в компанию «Мир», то можно выяснить, что там в принципе нет человека, который знает, как работать по выданной Ростуризмом инструкции. Именно так ответили барышни в кол-центре на прямой вопрос: «Есть ли в компании хоть один живой человек, который может проконсультировать, что конкретно нужно делать с TID и MID и куда именно предполагается их вставлять». В документе же про процесс сказано буквально следующее: «…установив отдельные эквайринговые идентификаторы TID/MID на посадочной странице акции», из чего не следует даже, необходимо ли их вшивать в код страницы или по какой-то совершенно необъяснимой причине организатор акции хочет видеть персональные идентификаторы прописанными буквами и цифрами в текстовом блоке. Ну мало ли… «Ваши программисты это знать должны», – объясняют в компании «Мир». Где именно в «наших программистов» устанавливают сие безусловное знание, не уточняют. Да и сама необходимость иметь в штате профессионального программиста, который единственный может выполнить ТЗ от Ростуризма, попахивает нездоровым ограничением конкуренции, ведь в законе о туристской деятельности про необходимость иметь в штате программиста и систему онлайн-оплаты в принципе ничего не сказано. Вроде как это по желанию.

Наши сотрудники с Вами свяжутся...

Быть туристом в этой системе тоже нелегко. «Решила поучаствовать в программе кешбэка, которая заканчивалась 5 декабря. Действовала на туры до 10 января. Без проблем открыла карту “Мир” в Сбербанке, мгновенно привязала ее в личном кабинете в программе лояльности системы “Мир”, как и требовалось правилами программы, оплатила тур в Яндекс.Путешествиях, помеченный значком программы кешбэка. Всего 39 290,00 руб. Соответственно, мне полагается 7858 руб. Чек от Яндекс.Путешествий от 5 декабря. В выписке из банка – транзакция проведена 7 декабря. Деньги мне не пришли», – сетует туристка Екатерина, решившая, было дело, немного сэкономить на новогодней поездке в Сочи. 20 декабря Екатерина обратилась через чат в службу поддержки, отправила им чек и выписку из банка. «По факту рассмотрения наши сотрудники с Вами свяжутся. Сроки рассмотрения до 30 календарных дней», – написал оператор. И ничего не произошло. 1 февраля туристка еще раз уточнила статус обращения, на что получила ответ такого содержания: «Для рассмотрения Вашего обращения потребовалось дополнительное время. Сроки рассмотрения не установлены». Снова специалист компании «Мир» проявился только 9 февраля. Но не с тем, чтобы помочь найти пропажу, а с претензией, что туристка «не поставила оценку работе по обращению».

15 миллиардов где-то грустят

А между тем, пока одни открывают карты «Мир», другие достают из небытия TID и MID, а третьи пытаются их устанавливать на посадочные страницы, где-то пролеживают и грустят целых 15 млрд рублей, выделенные государством на реализацию программы. По данным Ростуризма, за первые две волны из этой суммы туристам выплатили всего 1,2 млрд рублей. Поэтому он и в третий раз пойдет за кешбэком, но только это будет уже весной.