Андрей Пантелеев – об инвестиционном будущем Тюмени: «На вершине сложно удержаться»

Новые подходы Андрей Вадимович, год назад была анонсирована разработка новой инвестиционной стратегии. Тогда про коронавирус, тем более кризис никто и не помышлял. Сейчас как оцениваете: работа была своевременной? – Точно – все было своевременно. Любая стратегия предполагает по своей сути, что ты от чего-то должен отказаться, а на чем-то – сконцентрироваться. И сейчас, когда бюджетные ресурсы сокращаются, а финансовый рычаг бизнеса стал менее мощным, концентрация усилий власти и бизнеса на каком-то одном или нескольких направлениях, понятных и сформулированных, дает более качественный синергетический эффект. Да, пандемия повлияла на сроки: мы хотели сделать программу быстрее, но пришлось отложить многие вещи на полгода. Но по итогу к концу года в диалоге с бизнесом, с основными отраслями, с потенциальными внешними партнерами мы получили подтверждение, что Тюменская область в обозначенных нами направлениях интересна. И все же почему нельзя было отложить работу над инвестстратегией до лучших времен? – У нас подходила к финишной прямой реализация крупнейших проектов, которые несли большие инвестиции. Была задача: понять, куда двигаться, какое будущее у региона? Когда мы начали вовлекать в этот диалог бизнес, то увидели запрос: скажите, куда вы пойдете, и мы – за вами. Поэтому даже при том, что были сложности с пандемией, работа не останавливалась. Сегодня мы начинаем получать экспертизу от бизнеса: что и как дальше должны реализовать. Мало написать стратегию, важно понять этапы ее реализации. Как говорит Александр Викторович [Моор] (губернатор Тюменской области – Прим. ред.), планы ничто – планирование все. Вы сказали, от чего-то пришлось отказываться, работая над стратегией. О чем идет речь? – Когда пишется стратегия, всегда опираешься на прошлый опыт ведения хозяйства, проектов. Но есть ли перспектива развития у этой отрасли по прежним канонам? Для примера – агропромышленный комплекс. Около 15 лет регион активно вкладывался в обновление ресурсов в этой отрасли: создание молочных производств, потом – мясных. А что дальше? Продолжать такой путь или, условно говоря, отказаться от простой продажи зерна и уйти в более высокий передел: сначала зерно, затем – мука, потом – хлеб? И с каждым шагом будущий передел становится более высоколиквидным, имеет большую наценку. Это я к тому, что нам приходилось больше отказываться от старых подходов, которые приносят рубль. А нужны новые, которые могут принести два, три [рубля]. Три вектора развития В новой инвестпрограмме определены несколько кластеров. Почему именно они? – Для начала – что такое кластер. Это наличие какого-то ядра либо большого количества участников, которые имеются на территории и взаимосвязаны определенным образом. Именно эта связь внутри кластера очень важна. По документам Минпромторга, внутреннее проникновение внутри кластера должно составлять 20 %. Первый кластер – нефтепромышленный, нефтесервисный – наше историческое наследие. С середины прошлого века здесь развивалось все, что связано с сервисом и наукой. На территории Тюменской области (с округами) большое количество компаний, которые добывают нефть, проектных институтов, научных центров – некая цепочка участников, которые дополняют друг друга. В нее входят не только тюменские предприятия, но и компании из 10 субъектов России. Эту историю мы развиваем дальше и привлекаем тех, кто внутри цепочки кластера может вставить недостающий продукт для решения определенной задачи. Важно, что эти решения должны быть импортозамещающими и экспортоориентированными – дешевле, лучше, эффективнее, чем та технология, которая сегодня предлагается Западом. Антипинский нефтезавод есть в этой цепочке? – Нет, но он может стать составляющей. Если мы поймем, что есть те задачи, которые могут решать участники кластера для того же АНПЗ. Повторюсь, кластер – это обязательно взаимное проникновение. Участник, который ни с кем не интегрируется, не нужен в кластере. Второй кластер – это нефтехимия… – Речь про кластер вокруг «СИБУРа». Тобольская площадка, как промышленная зона, эффективна для дальнейшего развития. Это такой кластер будущего, связанный с наукой, технологиями, вокруг которого начинают расти новые, высокодоходные отрасли. Их можно относить к креативным. Это молодой кластер, новый. В стране немного игроков, которые вокруг этого работают. Но мы уверены, что благодаря нашему партнеру, его подходам, технологиям и партнерским взаимоотношениям будут возникать новые площадки. И в этом плане ведем ряд переговоров с компаниями. Ядром третьего кластера – туристического – судя по всему стал бренд термального курорта? – Туризм – та отрасль, которую подсветила пандемия. Она стала интересна федеральным операторам. Мы долгое время думали, что ядром туристического кластера станет историческая составляющая. В стране был интерес по отношению к Сибири, и большая часть населения никогда не бывала на наших территориях. В этом направлении мы и сделали ряд шагов, благодаря которым стали узнаваемы, понятны. К примеру, появился теперь уже известный «Императорский маршрут». Но все изменило открытие нашего тюменского «моря» (речь о термальных курортах - Прим. Ред.) в этом году. Именно это сегодня является тем, что будет востребовано долгие годы. До этого около полутора лет мы анализировали рынок велнес-услуг и искали идею, которая может соединить эту историю в нашем регионе воедино. Отчасти к пониманию этого подтолкнул проект «ЛетоЛето». Они, кстати, тоже переформатировались, заявив о себе уже не просто как об аквапарке, а о термальном курорте. В международном подходе самые качественные термальные курорты выглядят именно так, как сейчас «ЛетоЛето». «Для нас это сигнал» Сейчас положение региона в инвестрейтингах не самое завидное. Как вы относитесь к этому? – Всегда, когда заходишь на вершину, все сложнее и сложнее удержаться. Поэтому такие волнообразные скачки могут быть. Но вопрос – насколько они большие. Если ты начинаешь выпадать сильно далеко, то это сигнал. Но для нас этот скачок – в любом случае сигнал. Сейчас в части рейтинга проводится большая работа. Первое – с точки зрения анализа: понять, почему так происходит? Второе – что нужно поменять. И за последние три месяца проработан достаточно большой блок, в первую очередь, с бизнес-сообществом. Мы работаем над обновлением мер поддержки. Поэтому рейтинг является определенным отражением, откуда всегда надо черпать и делать выводы, но точно не зацикливаться только на этом. Главное – это экономические показатели. Наша задача – развивая бизнес, пополнять бюджет. Фото: admtyumen.ru, ФедералПресс / Евгений Поторочин, sibur.ru

Андрей Пантелеев – об инвестиционном будущем Тюмени: «На вершине сложно удержаться»
© РИА "ФедералПресс"