Круизы-2021: туроператоры верят в лучшее

Пандемия больно ударила по международному туризму, но больше всего не повезло морским круизам. Этот рынок уже год практически полностью парализован. В лучшем случае осуществляются короткие рейсы в пределах одного региона или даже страны. Многие крупные круизные бренды вообще отменили все программы и до сих пор «сушат весла», подсчитывая убытки. Что в таких условиях можно предложить российским любителям круизов и готовы ли сами туристы рассматривать подобные предложения? Разбираемся вместе с участниками нашего спецпроекта.

Большие надежды

Большинство стран остаются закрытыми для россиян, в том числе и те, по которым проходят основные круизные маршруты. Но круизные компании надеются, что, как только ситуация с пандемией нормализуется и границы будут открыты, рынок восстановится очень быстрыми темпами, в том числе и за счет отложенного спроса.

«Круизный сегмент всегда был наиболее устойчив к кризисам. Так происходит и в этот раз. Большая часть наших гостей перебронирует свои отмененные в связи с пандемией круизы. Есть и новые бронирования, особенно на круизы с ограниченным количеством кают, например круизы по Японии из Владивостока или Сахалина и круизы из Санкт-Петербурга», – рассказывает представитель Costa Cruises в России Екатерина Илюшина.

Продажи, конечно, уступают 2019 году, но для «закрытого» направления идут достаточно бойко, уверяет руководитель департамента круизов PAC GROUP Михаил Фельдман. Генеральный партнер оператора – компания MSC Cruises – планирует отправить первые рейсы уже с апреля, но реальный старт будет зависеть от эпидемиологической ситуации и решений, которые примут власти.

«Но на сегодня MSC Cruises – единственная круизная компания, которая уже выполняет круизы в Средиземном море (для европейцев), поэтому мы ожидаем, что открываться для россиян они тоже будут первыми», – уточняет эксперт.

По его словам, в основном сейчас продаются лето и осень 2021 года, но глубина бронирований доходит до лета следующего года. Предпочтения круизеров не изменились: по спросу лидируют круизы по Средиземному морю и круиз «Музыка фьордов и города Балтики» из Санкт-Петербурга.

Аналогичную картину рисуют и в Costa Cruises. Клиенты компании сегодня выбирают как круизы на лето-осень 2021-го, так и на 2022-й год, в том числе зимние круизы на Costa Pacifica по Персидскому заливу, говорит Екатерина Илюшина.

Привлекать клиентов помогают гибкие условия бронирования и акции. Так, у MSC сейчас действует акция «Делим цены пополам» – второй пассажир в каюте путешествует бесплатно, забронировать круиз можно по очень привлекательным ценам и внести предоплату в размере всего 50 евро с человека. При этом отменить круиз без потерь или перенести на другую дату можно не позднее чем за 15 дней до предполагаемого старта.

Costa Cruises тоже обещает выгодные цены на 2021 и 2022 годы, а для гостей, круизы которых были отменены из-за пандемии, – дополнительный бонус в виде средств на бортовой счет клиента. Отменить круиз можно за две недели до отправления.

Прицел на осень

Несколько иначе описывает ситуацию ведущий менеджер по развитию бизнеса Swan Hellenic Cruises в странах Восточной Европы, Турции, Израиле, России и СНГ Юлия Дмитриева. По ее словам, крупные круизные линии запустили в тестовом режиме по 1–2 лайнера, но основная часть мирового флота остановлена до лета, и российский выездной рынок в большинстве своем застыл в режиме ожидания. Устойчивого спроса пока нет, но он начинает оживать.

«Туристы интересуются, примеряются, запрашивают, но большинство решение принимает сложно. Однако продажи есть, хоть и не такие массовые. Многие оставляют продукт в корзине, не оплатив», – поясняет она.

Этот интерес дает возможность предполагать, что отложенный спрос создает хорошие условия для восстановления рынка, когда ему наконец дадут «зеленый свет», добавляет эксперт. Но она полагает, что уверенно продавать круизы на лето сейчас еще сложно – велика вероятность отмены. И поэтому большинство участников рынка нацелены на продажу осенних программ. Первый рейс самой Swan Hellenic запланирован на конец ноября в Антарктике – регионе, далеком от каких-либо ограничений в связи с мировой ситуацией. Компания берет предоплату в 25% от стоимости, аннулировать круиз без штрафов и объяснения причин можно вплоть до 30 дней до отправления.

«Осень пока предсказать сложно. Сейчас приблизительно понятна картина первого полугодия. Мы верим, что в ситуации с пандемией наступит переломный момент и тогда спрос будет на нашей стороне», – делится надеждами Юлия Дмитриева.

Полный штиль

Более осторожно настроены представители туристической розницы. Сейчас в целом спрос достаточно вялый и только-только начинает оживать, а круизами клиенты и вовсе не интересуются, и как их продавать в текущих условиях, тоже непонятно, говорит руководитель турагентства «Акватур» Сергей Демидов. «Поэтому пока берем паузу», – констатирует он.

По словам директора компании «Гала-Тур» Галины Роговицкой, даже среди тех клиентов, чьи круизы не состоялись в прошлом году, очень многие сначала хотели просто переноса, а теперь уже устали от неопределенности и возвращают деньги.

«У меня очень много таких круизов. Люди не знают даже, на что сейчас переносить. Один раз Японию с клиентами перенесли на апрель этого года и опять отменили», – приводит эксперт пример из собственной практики.

К тому же некоторые клиенты просто боятся круизов, поскольку это закрытые помещения и большое скопление людей в одном месте, добавляет она. Многим еще памятна история с Diamond Princess.

Сегодня хорошо продаются поездки по России, все остальное в ближайшей перспективе достаточно сомнительно, соглашается с коллегами руководитель Бюро путешествий «Открытый мир» Татьяна Котельникова.

По наблюдениям агентств, в основном у россиян были востребованы круизы по европейским направлениям (реки Европы, Канарские острова, Средиземное море). Операторы верят в лучшее и планируют достаточно богатую программу в этом регионе на лето и осень.

Costa Cruises направляет три лайнера в Западное Средиземноморье (в том числе Costa Smeralda, работающий на сжиженном природном газе, и Costa Firenze, крещение которого состоялось в конце декабря 2020 года) и столько же – в Восточное. Еще четыре лайнера компании будут ходить в водах Северной Европы.

В Средиземном море будет курсировать и новейший лайнер MSC Seashore, который будет спущен на воду только летом, плюс еще два лайнера класса Seaside, а в круизы из Санкт-Петербурга отправится MSC Virtuosa, которая будет спущена на воду в марте 2021 года.