Зачем туристы едут в уральскую деревню?

«Я не мед делаю и не туристов развлекаю, а занимаюсь комплексным развитием деревни», — утверждает предприниматель Гузель Санжапова. И кажется, она права. Сегодня в еще недавно вымирающей деревне Малый Турыш в двухстах километрах от Екатеринбурга налажено производство меда, варенья и прочих вкусностей, проводятся мастер-классы по изготовлению леденцов, строится большой общественный центр с собственной пекарней, магазином, парикмахерской и гостиничными номерами. Как организовать бизнес вдали от столицы и почувствовать счастье, меняя жизнь людей к лучшему? Пирожки с капустой и диплом с отличием Гузель Санжапова рассказывает, что была предприимчива и неленива с детства. Первые заработанные деньги ей принесла торговля пирожками с капустой, которые она пекла вместе с бабушкой и продавала возле железнодорожной станции Красноуфимск, расположенной в 15 километрах от Малого Турыша. Скопив 500 рублей, Гузель стала покупать на рынке петарды и перепродавать их в школе, благодаря чему вскоре начала зарабатывать больше мамы — сотрудницы бригады скорой помощи. После школы Гузель поступила в МГУ на факультет международных отношений и закончила вуз с красным дипломом. Работала в IT-компании SAP, наладила собственный небольшой бизнес по пошиву галстуков-бабочек. Но однажды оставила работу и уехала в Малый Турыш — деревню, состоящую всего из двадцати домов, не имеющую ни собственной школы, ни медпункта, ни магазина, ни, как казалось всем местным жителям, перспектив. Дело в том, что отец Гузель получил в наследство довольно большую пасеку и совершенно не представлял, что делать с огромным количеством обрушившегося на него меда. Девушка взялась за работу энергично — собрала деньги на краудфандинговой площадке, закупила в Германии необходимое оборудование и начала выпускать «инновационный» продукт. Мед, взбитый с местными дикорастущими земляникой, малиной, лесной клубникой, превращался в нежнейший ароматный мусс. Так у девушки появился свой стартап, в деревне — собственное производство, а у местных жителей — работа. Когда Гузель Санжапову спрашивают, обязательно ли было заканчивать университет, чтобы заниматься медом в глухой деревне, она отвечает, что Малый Турыш — часть большого мира, и английский с немецким ей очень пригодились, когда пришло время принимать иностранных туристов. Коллаборация с ExploRussia Ассортимент продуктов, которые начали производить в Малом Турыше, расширялся — кроме меда, здесь решили делать варенье, карамель, пастилу, овощную икру, лечо… Бренд стал узнаваемым — с баночек домашних заготовок покупателям улыбались не глянцевые красотки, а реальные жители деревни: пожилые, смешные, с обветренными лицами. Они сами собирали ягоды в лесах, сами добавляли их в мед, сами наклеивали этикетки. Гузель не уставала рассказывать о жизни Малого Турыша в соцсетях. Неудивительно, что однажды с просьбой принять в деревне гостей к Санжаповой обратились основательницы туроператора устойчивого туризма в России ExploRussia Анна Михейкина и Ольга Ситник. «Когда ко мне пришли девчонки из ExploRussia и сказали, что хотят возить в Малый Турыш туристов, возник вопрос, где их размещать. Производство мы строили поэтапно, это двухэтажное здание. Думали сушить на втором этаже травы, но быстренько переоборудовали его в жилье. Решили это помещение площадью 110 квадратных метров сдавать за 10 000 рублей в сутки. Правда, оставался еще вопрос с питанием. Меню! Это был мой главный страх при запуске туристического проекта. Основные продукты в деревне — хлеб и картошка, а среди иностранных туристов много веганов и тех, кто не переносит, например, глютен. Вдруг кто-то съест булочку и почувствует себя плохо? До ближайшей больницы 30 километров!» — рассказывает Санжапова. Пришлось разработать меню, в котором есть самые разные блюда, в том числе вегетарианские и не содержащие глютена. Рисовая каша с сезонными ягодами, картофель с лисичками, плов на огне, травяной чай, домашние настойки — примерно так выглядит угощение для туристов. Все просто, но приготовлено дома и с любовью. Приезжая в Малый Турыш, путешественники сразу окунаются в реальную жизнь татарской деревни. Здесь нет ресторанов, музеев и экотроп, но можно пройти с экскурсией по деревне (350 рублей с человека, гиды — местные жители), поучаствовать в мастер-классе на производстве (500 рублей), попариться в деревенской бане и просто погулять по окрестностям, которые Гузель называет уральской Швейцарией — здесь есть и горы, и озера, и леса. Только расстояния, конечно, другие. Гузель вспоминает курьезный случай, когда туристы (парень из Великобритании и его девушка из Германии) не успели выйти на станции Красноуфимская, где стоянка поезда длится всего две минуты. Пришлось на машине догонять поезд, проехав 100 километров до следующего населенного пункта, и везти молодых людей обратно. «Путешествия в такие уголки, как наш, помогают бороться со стереотипами. Например, туристов из Индии местные первым делом спросили: “А как выживают заклинатели змей, те, что у вас на улицах играют на дудочках для кобр? Почему кобры их не кусают?” Когда туристы — молодая современная пара, медик и айтишница — сказали, что на улицах Нью-Дели не сидят заклинатели змей, у деревенских просто мир рухнул. Они представляли жизнь в этой стране по сказке “Маугли”», — смеется Гузель. Как местные общаются с иностранными туристами? По словам Гузель, есть два верных средства наладить диалог — гугл-переводчик и домашняя настойка. Люди, которые решились ехать в российскую глубинку, как правило, открыты всему новому, очень хотят понять других и узнать больше об окружающем их мире, поэтому с удовольствием и слушают, и отвечают на вопросы. Большие планы Малого Турыша Основа бизнеса в деревне — доверие. «Если местные тебе не доверяют, тебя либо обворуют, либо подожгут», — говорит Гузель. Жители Малого Турыша не сразу поверили, что производство меда может повлиять на их быт и улучшить его. Но появилась возможность заработать, собирая ягоды и травы, взбивая мед, наклеивая этикетки на банки, нашлись деньги на строительство детской площадки и беседки, старый колодец заменили новой скважиной питьевой воды… И деревня ожила. «Однажды ко мне подошли женщины из нашей деревни и сказали, что хорошо бы еще построить клуб, где можно собираться, танцевать, общаться. В 2013 году они собирались тихо дожить свой век и поскорее умереть, сейчас — хотят танцевать. И от этого я счастлива. Все что мы делаем в деревне, согласуется с целями устойчивого развития», — рассказывает Гузель. Деревенский клуб — история нерентабельная: постройка такого общественного здания никогда не окупится, чтобы проект стал возможным, он должен зарабатывать. Поэтому Гузель придумала, что общественный центр будет совмещать в себе пекарню, магазин, парикмахерскую, медицинский кабинет, образовательное пространство, номера для туристов. И начала искать деньги на реализацию идеи. На строительство здания площадью 850 квадратных метров необходимо было собрать 21 миллион рублей, в то время как оборот компании, выпускающей продукцию под брендами «Малый Турыш» и Cocco-bello, в прошлом году составил чуть больше 20 миллионов (прибыль в производственном бизнесе редко бывает выше 30%). Пришлось привлекать коммерческих партнеров (одни делятся компетенциями, другие — деньгами, третьи — стройматериалами) и запускать новый краудфандинговый проект. Скоро, обещает Гузель, общественный центр будет достроен, и жизнь в деревне станет еще интереснее. Пока же можно радоваться и теплым туалетам. Кроме шуток. Согласно данным Росстата, более четверти жителей России пользуются туалетами, стоящими на улице, и первое достижение, которое отметили люди, работающие на производстве меда в Малом Турыше, — теплый туалет. «Благодаря работе у людей в домах появляются теплые туалеты, новые окна. И это уже не про выживание, а про изменение качества жизни. И меня греет, что я приложила руку к этим изменениям. Мне предлагали стать депутатом Госдумы, но я отказалась — не вижу, как это поможет моему делу. А вот каждая проданная баночка меда приближает окончание строительства общественного центра в деревне, где еще недавно не было ничего, кроме нескольких домов и потерявших надежду жителей», — говорит Гузель. Автор: Наталья Сысоева Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Зачем туристы едут в уральскую деревню?
© Инвест-Форсайт